Beseda-header4

Beseda-header4

Изобразительное искусство

Art Basel 2023: главные новости недели искусства в швейцарском Базеле

Подготовила Julia Kolovarsky

Art Basel завершился 18 июня, и уже можно констатировать: в этом году продажи были не так динамичны, а цены, напротив, ещё более высоки; большинство коллекционеров и галеристов позитивно отозвалось об этом выпуске, отмечая большой наплыв иностранных гостей, включая коллекционеров из Азии и США, а также разнообразную программу и новые имена.

Art Basel, одно из главных мировых событий в сфере современного искусства, в очередной раз прошло с полным успехом, поразив любителей искусства, коллекционеров и профессионалов отрасли со всего мира. Эта престижная художественная ярмарка, ежегодно проводимая в Базеле (Швейцария), снова послужила динамичной платформой для демонстрации выдающихся талантов, начала содержательных дискуссий и поощрения художественного обмена. 

Монументальные работы в разделе Unlimited

Неизменно самой любимой частью выставки для гостей остаётся раздел Unlimited, представленный исключительно монументальными произведениями музейного формата, размеры которых не позволяют удобно разместить их на обычных стендах. Помимо крупномасштабных картин и скульптур, внутри можно найти серии фотографий и проекций, а также посмотреть полноценные перформансы. Это огромное пространство площадью 16 тысяч квадратных метров, где в этом году представлены 76 проектов.

Безусловно, одним из самых обсуждаемых проектов стал античный спортзал “Čiurlionis Gym” (2023) литовского художника Аугустаса Серапинаса. Во время выставки художник вместе с командой друзей активно тягал штанги с античными бюстами и упражнялся в своём импровизированном зале-студии. В своей работе он переосмысляет значение повторений и копирований античных скульптур в процессе художественного обучения и сравнивает эту практику с тренировками в спортзале.

Čiurlionis Gym,Аугустас Серапинас, 2023

Также нельзя было пройти мимо комнаты с цветовой инсталляцией венесуэльского художника Карлоса Крус-Диеса: “Environnement Chromointerférent” (1974-2018). Хотя она и была недавно представлена галереей Continua на поп-ап выставке во время Paris+ par Art Basel, в рамках Unlimited она будто приобрела дополнительное значение. Только представьте, в комнате, наполненной стробоскопическим светом, имитирующим известный оп-арт художника, парят белые надувные шары, которые можно подбрасывать в воздух. Всё это напоминает детскую игру, в которой посетители пытаются не дать мячу упасть на землю. Работой можно восхищаться и более серьёзно, как выразительным исследованием цвета, дестабилизирующим любые представления об оттенках и тональности, которые возникают у человека.

Environnement Chromointerférent, Карлос Крус-Диес

Если говорить об исторических работах, стоит отметить проект, объединивший десять копий оригинальных фотографий, которые Ричард Аведон сделал для своей выставки «На американском Западе» в Музее Амона Картера в Техасе между 1979-1984 годами.

На американском Западе, Ричард Аведон, 1979-1984

Нельзя не отметить девятиметровый фриз под названием «Мемориал II» (триптих), на котором венская художница Марта Юнгвирт изображает животных, погибающих в результате стихийных бедствий, и “PsycoBarn” Корнелии Паркер, где художница искажает и портит одну из своих предыдущих работ, в которой она, используя плитку и красный кирпич сарая, воссоздала культовый особняк из фильма «Психо» в больших размерах, чтобы соответствовать огромным масштабам площадки Unlimited. Приятно было увидеть и работу боснийской художницы Сельмы Сельман, которая стала заметна ещё в прошлому году на выставке documenta в Касселе (Германия), с тех пор её работы были представлены на многих арт ярмарках, включая ARCO в Мадриде и теперь ещё и на Art Basel. Иронизируя над своими цыганскими корнями, Сельма использует запчасти от машин вместо холста. На этот раз она представила крупномасштабную работу, напоминающую алтарь, на котором органичные, нежные формы, напоминающие гибридные, сверхъестественные человеческие тела с удлинёнными паучьими конечностями, сливаются друг с другом, создавая тревожный контраст между мягкостью форм и холодными металлическими частями автомобиля.

Painting on Metal – Mercedes-Benz, Сельма Сельман

Основная выставка и успешные продажи

В этом году основная программа Art Basel приняла 284 галерей из 36 стран, 21 галерея участвовала в выставке впервые, а если учесть, что на ярмарку становится всё сложнее попасть, это очень весомый аргумент для их настоящих и будущих клиентов-коллекционеров, которых можно назвать настоящими счастливчиками.

Поскольку ярмарка в этом году проходила на сложном экономическом фоне, а сам арт-рынок немного стих, за продажами на этой неделе пристально следили как арт-дилеры, так и коллекционеры. Множество внушительных продаж в день открытия принесли некоторое облегчение: ряд первоклассных работ на первичном и вторичном рынках продались за семи- и даже восьмизначные суммы. Некоторые дилеры, однако, отметили, что несмотря на больший поток посетителей в этом году, он не всегда приводил к покупкам с той же скоростью, что в предыдущие годы.

Стенд галлереи Perrotin

Впрочем, среди тех галерей, что сразу же заручились удачными продажами, опять всё те же имена. У Hauser & Wirth был особенно хороший день предоткрытия выставки, о чём свидетельствует не только продажа скульптуры паука Луиз Буржуа за 22,5 млн долларов, но и большое количество других, включая, помимо прочего: “Four Heads” (1975) Филипа Гастона для 9,5 млн долларов; “Figures in a Garden” (2009) Джорджа Кондо за 5,5 млн долларов; “2000 Acres Listed”  (2023) Марка Брэдфорда за 3,5 млн долларов; и произведение из бронзы, шёлка, шерсти и волокна за 1,3 млн долларов работы Барбары Чейз-Рибо, уважаемого скульптора, о представлении которой галерея как раз объявила на прошлой неделе.

В верхнем сегменте рынка несколько других галерей также сообщили о семизначных продажах. Галерея Di Donna продала картину Пауля Клее примерно за 3–4 млн долларов, а бельгийцы Xavier Hufkens продала стеклянную скульптуру Рони Хорн, состоящую из двух частей, примерно за 2,5 млн долларов, а важную тканевую скульптуру Буржуа – за 2-2,5 млн долларов.

Многие отметили, что в этом году, наконец, можно было увидеть более «свежие» имена на стендах. Всё меньше Лучо Фонтаны и Джеффа Кунса и всё больше экспериментальных работ, инсталляций и фотографии.

Париж снова в игре: как прошла вторая ярмарка Paris+ ArtBasel

Подготовила Julia Kolovarsky

В Париже завершилась одна из наиболее важных недель в мире искусства. Это событие приобрело значение не только благодаря крупной выставке Paris+, организованной Art Basel, и нескольким параллельным ярмаркам, но и благодаря интенсивной культурной программе, охватившей каждый уголок столицы. Галереи подготовили великолепные выставки. Современные художественные инсталляции также были представлены на исторических площадях города, включая Плас-Вандом и Тюильри. Параллельно прошло множество конференций, а музеи представили важные выставки, включая Винсента Ван Гога в Musée dOrsay, работы Марка Ротко в Fondation Louis Vuitton, произведения Николя де Сталя в Modern Art Museum и экспозицию Майка Келли в коллекции Пино, La Bourse de Commerce. Это лишь небольшая часть обширного культурного события.

Отметим, что этот год играет важную роль для Парижа, поскольку он снова начинает восстанавливать свое значение на мировой арт-сцене. Париж веками был столицей мирового рынка и важной площадкой для искусства. Однако французское доминирование угасло с 1964 года — лидерство перешло в руки Соединенных Штатов, что символизировалось победой Роберта Раушенберга на Венецианской биеннале. С тех пор США, Китай и Великобритания определяют художественный рынок и художественную сцену. Несмотря на то, что Париж сохранил свое значение в рамках Европы, его доля в мировом рынке составляет всего 7-8%.

Однако в последние годы произошли обнадеживающие изменения для Франции, особенно в отношении ее художественного рынка. Открытие частных коллекций Бернара Арно (Foundation Louis Vuitton) и Франсуа Пино (Bourse de la Commerce), которые представляют собой мощные кураторские выставки, а также более международно ориентированные музейные программы и расширение галерей современного искусства сыграли в этом ключевую роль. Кроме того, влияние Brexit, небольшой процент НДС на искусство — 5,5%  и запуск ярмарки Paris+ придали столице Франции новый импульс. В результате крупные художественные галереи открыли новые пространства, включая White Cube и Marian Ibrahim, и в этом году во время недели искусства были открыты две сателлитные галереи — Hauser & Wirth и Mendes Wood. Все вместе дает Парижу надежду вернуть свои позиции и расширить рынок.

По приезду международного художественного сообщества в Париж никто не мог быть уверен в том, как сложатся обстоятельства. Наблюдать не только за воздействием этих изменений на рынок, но и за реакцией рынка на текущие мировые события. А в мире на данный момент происходит мало что хорошего.

Глобальная ситуация была напряженной, с нарастающими конфликтами в Израиле и Украине, которые сказывались повсюду, вызывая печаль и беспокойство у всех. Сам Париж столкнулся с вопросами безопасности, с тревожными сигналами о возможных атаках и даже временным закрытием Лувра. Глобальная экономика пострадала от замедления роста и повышения процентных ставок, что создало значительную неопределенность на горизонте грядущих лет. Среди всех этих сложных вопросов к ярмарке искусства добавилась еще одна необычная проблема — нападение клопов. Казалось бы, общая картина была совсем не благоприятной для арт-ярмарки. Тем не менее рынок искусства продемонстрировал свою устойчивость и подтвердил важное место Франции на мировой арт-сцене.

С самого начала открытия Paris+ наблюдалось значительное присутствие ведущих коллекционеров, кураторов и участников художественного рынка со всего мира. Динамичная и стимулирующая энергия ощущалась повсюду: уже в первые часы открытия было совершено множество продаж, которые продолжались на протяжении всей ярмарки.

Скульптура Урса Фишера на Вандомской площади в Париже, открывшаяся в рамках Paris+ Art Basel.

На Paris+ были представлены 154 галереи. Заметно значительное международное присутствие, однако также было уделено внимание французским галереям. Организаторы ярмарки также стремятся расширить ее воздействие на географически менее активные регионы, включая галереи из Европы, Азии и Африки. Каждая галерея тщательно разработала свой выставочный стенд, который одновременно отражал ее индивидуальность и представлял выдающиеся произведения искусства. Предложение охватывало широкий спектр художников, начиная от начинающих талантов и заканчивая историческими мастерами, и включало произведения с ценами в диапазоне от €3 000 до €40 000 000.

Среди всех стендов хотелось бы особо выделить следующие галереи:

Галерея Pace, с сателлитами в 7 городах по всему миру от Токио до Нью-Йорка, представила свой стенд, посвященный произведениям Марка Ротко, в соответствии с важной ретроспективой в Фонде Луи Виттон. Среди выставленных произведений была картина самого художника «Olive over Red» (1956), фактически самая дорогая работа на ярмарке — €40 000 000. На стенде также были представлены произведения многих других художников из ростера галереи, которые специально создали работы, демонстрируя влияние Ротко на искусство. Среди них были Роберт Лонго, Адам Пендлтон и Лои Холлоуэлл, а также вторичные работы современников Ротко, включая Агнес Мартин, Ричарда Пузетт-Дарта, Антони Тапьеса и Адольфа Готтлиба.

Вид на стенд Pace на Paris+ ArtBasel в Париже

Галерея Gladstone, с пространствами в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Брюсселе и Сеуле, представила стенд, который можно назвать вершиной послевоенного искусства. На нем можно было найти работы наиболее востребованных художников современности и послевоенного периода. Среди них были работы Ричарда Прайса, Эда Руша, Филиппа Паррено, Элизабет Пейтон, Сары Лукас и Роберта Раушенберга, а также других художников. Галерея не только выбрала художников, которые в настоящее время имеют выставки в международных музеях, но и высококачественные работы, цены на которые начинаются от €850 000 и достигают нескольких миллионов.

 Вид на стенд Gladstone на Paris+ Art Basel в Париже

Галерея Mennour, французская галерея с сильным международным подходом, привлекла внимание своими ключевыми художниками, с которыми она сотрудничает многие годы, такими как Ли Уфан, Аниш Капур, Уго Рондиноне, Алисия Кваде, а также новыми подписанными художниками, включая британского мастера Идрис Хан. Здесь также были выставлены уникальные работы с вторичного рынка, включая произведения Герхарда Рихтера и Джузеппе Пеноне. Каждое произведение, представленное на этом стенде, символизировало художественную практику высшего качества. Цены начинались с €30 000 и могли достигать более миллиона.

Вид на стенд Mennoug на Paris+ Art Basel в Париже

Немецкая галерея Karsten Greve, с присутствием в Кёльне, Париже и Санкт-Морице, представила выбор произведений нескольких выдающихся художников XX и XXI века. Галерея сосредотачивается на работах таких художников, как Луцио Фонтана, Пьерет Бло, Сай Твомбли и Луиза Буржуа. Одной из особенностей этого стенда был уголок, посвященный творчеству Фонтана. Он был известен не только своими работами из серии «Концетто Спациале», исследующими апроприацию пространства, но также серией работ «Кроцифиси» и «Кроциффисиони». Эти керамические произведения, вдохновленные барокко и созданные Фонтаной, предоставляли возможность ощутить новое пространственное видение художника. Цены на произведения на этом стенде начинались с €120 000.

Вид на стенд Karsten Greve на Paris+ Art Basel в Париже, 2023.

Галерея Blum, ранее известная как «Blum & Poe», с базами в США и Японии, представила сольную выставку картин и скульптур, созданных Лонни Холли, американской мультимедийной художницей самоучкой. Она расширяет свою визуальную практику в сферу мемориализации, создавая абстрактные произведения на холсте, бумаге и даже одеялах, используя свой характерный многослойный стиль. Воодушевленная афроамериканским культурным наследием, Холли часто использует одеяла в качестве холстов, чтобы почтить труд женщин и запечатлеть заряженную аурой историю движения за гражданские права. На стенде также представлены сложные скульптуры, созданные из материалов, подобных отходам, и служащие неким домашним воплощением важных моментов движения за гражданские права. Цены на рисунки начинаются от $10 000, а на масло на холсте и скульптуры — от $40 000 до $100 000.

Вид на стенд Blum на Paris+ Art Basel в Париже

Галерея Magnin-A, молодая парижская галерея, представила произведения двух художников разных поколений: Сейни Ава Камара и Вура-Наташа Огунджи. Их дуэт представлял собой удивительное путешествие к границам уникальных миров, где глиняные скульптуры сенегальской художницы сочетались с деликатно вышитыми бумагами американо-нигерийской художницы. Камара и Огунджи задавали вопросы о взаимосвязи с интимностью и телом. Используя техники, выходящие за рамки классического формального искусства, они создавали поэтические произведения, в которых существа стремились к метаморфозам и переплетению. Цены на живопись варьировались от €14 000 до €45 000, в то время как скульптуры предлагались по цене от €200 000 и выше.

 Вид на стенд Magnin-A на Paris+ Art Basel в Париже

Современная галерея Dvir, с филиалами в Париже, Тель-Авиве и Брюсселе, представила выставку дуэта Дугласа Гордона и Бри Уильямс. Эти многогранные художники в своей работе исследовали человеческие состояния памяти, течения времени, двусмысленность и расстройство обыденности, а также двоичную природу и тенденцию делить вещи на противоположности: черное/белое и добро/зло. В рамках своей практики они обращали внимание на смысл сжигания, связанного с памятью, прошлым, травмами и социокультурными аспектами. Этот диалог создал прекрасное взаимодействие в разнообразных практиках художников. Цены на произведения варьировались от €7 000 до €100 000.

Африканская галерея SMAC в Кейптауне посвятила свой стенд Симфиве Бутелези. В своей практике художница акцентировала внимание на южноафриканской форме духовности и культуре Вулу, используя природные материалы. Она вдохновлялась традиционным изготовлением ковров и плетением корзин, применяя традиционные техники в ткачестве и включая такие материалы, как песок, семена, бисер и морские ракушки. В своей работе она возвращалась к древним обрядам и металлургии предков. В своих произведениях она подчеркивала необходимость уничтожения, где она находила красоту и новое начало, вдохновленная практикой фермеров, которые сжигают свою землю, чтобы сделать ее более плодородной. Цены на произведения искусства варьировались от €2 000 до €20 000.

Вид на стенд SMAC на Paris+ Art Basel в Париже, 2023

В Англии нашли бронзовые скульптуры Микеланджело

Mikel

До сих пор считалось, что ни одна из бронзовых скульптур Микеланджело до нас не дошла

 

Ученые из Кембриджского университета сообщили об обнаружении двух единственных уцелевших бронзовых скульптур мастера итальянского Возрождения Микеланджело.

Речь идет о метровых скульптурах двух мускулистых мужчин, оседлавших пантер.

В XIX веке эксперты приписывали эти работы Микеланджело, но вот уже более ста лет эта теория считалась ошибочной, и фигуры приписывались менее знаменитым авторам, например, голландскому скульптору Виллему Даниэльсу Ван Тетроде.

Ранее было известно, что Микеланджело делал скульптуры из бронзы, но считалось, что ни одна из работ не сохранилась до наших дней.

Открытие было сделано группой экспертов из Великобритании, США и Европы под руководством специалистов Музея Фицуильяма в Кембридже.

Доктор Виктория Авери, заведующая отделом прикладного искусства Музея Фицуильяма, говорит, что “было просто замечательно принимать участие в этом проекте вместе с историками искусства из Британии, Европы и США, а также с учеными и анатомами”.

Анатомическое сходство

Профессор Кембриджского университета Пол Иоаннидис осенью прошлого года обнаружил сходство фигур всадников на пантерах с фрагментом рисунка XVI века одного из учеников Микеланджело, который скопировал не дошедший до наших дней набросок Микеланджело.

Рисунок находится в музее Фабра в Монпелье, во Франции.

Ученик скопировал целый ряд набросков Микеланджело, и в углу одного из рисунков виден набросок мускулистого мужчины, оседлавшего пантеру.

Поза мужчины практически идентична бронзовым скульптурам в Кембриджском университете, и именно в такой манере Микеланджело рисовал эскизы к своим скульптурам.

Эксперты нашли значительное сходство между стилем и анатомическими деталями этих скульптур с работами Микеланджело 1500-1510 годов.

Исследование скульптур продолжается, и окончательные его результаты будут опубликованы в июле.

Сами скульптуры, из частной коллекции, находятся в Кембриджском университете и будут выставлены в Музее Фицуильяма до 9 августа.

2 февраля 2015

BBC