Трамп подписал закон о санкциях против России
Президент США Дональд Трамп подписал закон, предусматривающий введение дополнительных санкций против России, заявив при этом, что документ содержит антиконституционные положения.
Обе палаты американского конгресса ранее поддержали законопроект, который также включает меры против Ирана и Северной Кореи.
В США высказывались предположения, что Трамп может наложить вето на законопроект, хотя, с учетом практически единогласной поддержки закона в обеих палатах парламента, вето считалось маловероятным.
Подписав закон, Трамп заявил, что он содержит “антиконституционные нормы”.
Главное в новом законе – то, что он лишает президента возможности отменять санкции против России без разрешения конгресса.
“Я выступаю за жесткие меры, за то, чтобы наказать и пресечь агрессивное и дестабилизирующее поведение Ирана, Северной Кореи и России, и в то же время считаю, что этот закон имеет существенные недостатки, – заявил Трамп. – Конгресс, спеша принять этот закон, включил в него несколько явно антиконституционных положений”.
Теперь, чтобы отменить уже введенные санкции, президент должен подать подробно обоснованный запрос в профильные комитеты обеих палат, который те рассмотрят в течение 30 дней и согласятся с президентом или откажут ему.
Закон против “сделки”
Дональд Трамп по ходу предвыборной кампании и в первое время на посту президента говорил, что готов наладить отношения с российским президентом Путиным, если с ним удастся, по выражению Трампа “заключить хорошую сделку”.
Решение конгресса США принять закон о санкциях было в первую очередь продиктовано именно желанием лишить импульсивного президента возможности необдуманно заключать подобные “сделки”.
Трамп после подписания закона все же призвал конгрессменов не очень мешать ему в переговорах по Украине, а также во взаимоотношениях с Евросоюзом.
“Моя администрация ожидает от конгресса, что он воздержится от того, чтобы использовать этот ущербный закон для создания помех нашей важной совместной с европейскими союзниками работе по разрешению конфликта на Украине, а также от того, чтобы использовать его для создания помех нашим усилиям по предотвращению любых нежелательных последствий применения закона для американских фирм, наших друзей или наших союзников”, – сказал Трамп, добавив позже, что он подписал этот закон “ради сохранения единства”.
Европейский союз заботят, в частности, предусмотренные в законе санкции против тех, кто участвует в российских трубопроводных проектах, в том числе в проекте газопровода “Северный поток – 2”.
Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в среду сказал журналистам, что американские конгрессмены учли пожелания Евросоюза, изменив текст закона, но ЕС, тем не менее, готов ответить, если санкции все же затронут его компании.
“Мы готовы. Мы должны защищать наши экономические интересы в отношениях с США и мы будем делать это”, – сказал Юнкер в радиоинтервью.
Ответ Москвы
Пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков, комментируя подписание закона, сказал: “Де-факто это ничего не меняет. Ничего нового нет”,
Представитель России в ООН Василий Небензя заявил, что закон не заставит Россию изменить политику.
“Некоторые американские официальные лица говорили, что этот закон может подтолкнуть Россию к сотрудничеству с США […] Те, кто сочинил этот закон, если они думали, что могут изменить нашу политику, они ошиблись”, – сказал Небензя журналистам.
В конце прошлой недели Россия – МИД и затем президент Путин – объявили, что предписывают посольству и консульствам США в России до 1 сентября резко сократить штат – с примерно 1200 до 455 человек, а также запрещают посольству в Москве пользоваться дачей в Серебряном бору и складом на Дорожной улице.
Сокращение штата, по словам экспертов, ударит не только по американцам с дипломатическими и служебными паспортами, но и по сотням россиян, работающих в дипмиссиях США.
Формально этот шаг Москвы является ответом на демарш, предпринятый в декабре администрацией Барака Обамы. Тогда США выслали 35 российских дипломатов и запретили посольству пользоваться двумя объектами недвижимости.
Фактически же этот “отложенный” демарш Москвы стал ответом на принятие нового закона о санкциях.
“Уже были приняты ответные меры”, – так Дмитрий Песков ответил на вопрос, каким будет ответ на подписание закона.
Программный документ
Закон сводит воедино и дополняет большой объем принятых ранее, после аннексии Крыма и начала конфликта в Донбассе, документов о санкциях против России. Закон не вводит впрямую никаких новых мер и не обязывает президента их вводить.
В то же время, по мнению многих экспертов, сама угроза предусмотренных в законе новых санкций может заставить какую-то часть компаний и финансовых учреждений США и других стран из осторожности воздержаться от работы с Россией.
Помимо лишения президента права отменять санкции, основными новинками в законе являются санкции за участие в сооружении и обслуживании российских трубопроводов, за участие в зарубежных нефтяных и газовых проектах попавших под прежние санкции российских компаний, санкции против причастных к компьютерным взломам, дальнейшее ужесточение условий кредитования компаний и банков, ранее попавших под санкции, а также публикация подробных докладов о лицах, приближенных к президенту Путину.
Борьба с трубами
В законе говорится о санкциях за участие в сооружении российских экспортных трубопроводов, при этом участием считаются инвестиции от одного миллиона долларов разово или от пяти миллионов долларов, вложенных в течение года.
Это мизерные суммы для трубопроводных проектов, которые обычно стоят миллиарды долларов.
В то же время в этом разделе сказано, что президент “может” ввести санкции “в сотрудничестве с союзниками США”. Эта смягченная по формулировка призвана успокоить европейцев, которые боятся, что в результате пострадают фирмы Евросоюза, участвующие, например, в проекте газопровода “Северный поток – 2” по дну Балтийского моря в Германию.
При этом в другом разделе, посвященном энергетической безопасности Украины, прямо говорится о необходимости противодействовать “Северному потоку – 2”.
Борьба с государственным хакерством
Конгресс предлагает президенту ввести санкции против людей и организаций, уличенных в том, что они по поручению властей России участвуют в “подрыве кибербезопасности” других лиц, организаций или демократических органов власти.
При этом действие этого раздела не ограничивается Соединенными Штатами, то есть объектами хакерской атаки или вируса могут быть граждане и организации любой страны.
Ужесточение “украинских” санкций
В отношении лиц, компаний России, против которых санкции были введены в 2014 году в связи с действиями в отношении Украины, конгрессмены предлагают:
– сокращение срока, на который им разрешено брать кредит в США, с 30 до 14 дней;
– для компаний и бизнесменов, работающих в сфере энергетики – сокращение срока кредита с 90 до 60 дней;
– санкции в отношении проектов по добыче нефти на глубоководных месторождениях, в Арктике и добыче сланцевой нефти предлагается расширить: до сих пор они касались проектов в пределах России, теперь могут коснуться и зарубежных проектов с 33-процентным и более участием подпадающих под санкции лиц и фирм.
Доклады о связях с Путиным
Конгресс призывает министра финансов в сотрудничестве с разведкой в течение полугода составить и подать в профильные комитеты парламента доклад о “высокопоставленных фигурах в сфере внешней политики и олигархах в Российской Федерации”.
Конгрессменам хотелось бы, чтобы в этом докладе – возможно, с секретными приложениями – содержалась подробная информация о связях этих лиц с Владимиром Путиным и другими людьми из российской верхушки, о влиянии санкций на этих людей и их окружение, а также о материальном положении этих людей и их родственников.
Еще один доклад министр финансов и разведка, по пожеланию конгрессменов, должны будут составить на основе данных о влиянии санкций на состояние российского госдолга.
А помимо этих двух разовых докладов, конгрессмены хотят, чтобы министр финансов ежегодно и подробно рассказывал им о борьбе США с российскими “грязными”, то есть украденными, незаконно вывезенными или направленными на незаконные цели деньгами по всем миру.
BBC
2 августа 2017 г.