Beseda-header4

Beseda-header4

Минские переговоры: «Дела просто супер»

MINSK1

В Белоруссии проходит встреча лидеров Германии, Франции, России и Украины

Неопределенность относительно переговоров «нормандской четверки» в Минске сохранялась вплоть до самого их начала. Еще 10 февраля поздно вечером в Минске в закрытом для прессы формате прошли переговоры контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины. В них участвовали экс-президент Украины Леонид Кучма, спецпредставитель ОБСЕ Хайди Тальявини, посол России в Киеве Михаил Зурабов, представители самопровозглашенных ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Владислав Дейнего, лидер общественной организации «Украинский выбор» Виктор Медведчук. Переговоры шли тяжело – еще совсем недавно, 31 января, на аналогичной встрече в Минске они ничем не завершились: ОБСЕ и Украина обвинили в срыве переговоров сепаратистов. Представители ДНР и ЛНР, в свою очередь, обвинили украинскую сторону.

Поздно ночью 10 февраля переговоры завершились без каких-либо комментариев для прессы. Однако корреспондент ТАСС со ссылкой на информированный источник сообщил, что участники контактной группы все же согласовали схему отвода тяжелого вооружения, договорились о режиме прекращения огня и контроле за его выполнением. Также стало известно, что участники контактной группы обсуждали государственное устройство Донбасса и проведение местных выборов.

Утром 11 февраля переговоры продолжились. Тогда же о планах принять участие в мирном саммите заявили Петр Порошенко, Ангела Меркель и Франсуа Олланд. Позднее свое участие подтвердил и Владимир Путин. Однако напряженность сохранялась: все понимали, что если контактная группа не придет к согласию, то и никто из «нормандской четверки» в Минск не прилетит.

При этом белорусские телеканалы весь день непрерывно сообщали о том, что на востоке Украины идут ожесточенные бои – украинские военные наступают на Донецк и пошли в атаку под Мариуполем, а сепаратисты атакуют под Дебальцево. Петр Порошенко, выступая днем в Киеве, заявил, что готов к введению военного положения в стране. А это означало только одно: полномасштабную войну.

Только после обеда стало понятно, что встреча лидеров Франции, Германии, России и Украины состоится. Первоначально ее назначили на 18.00, позднее – из-за опоздания Путина — перенесли на 21.00. Но реально она началась примерно в полдевятого вечера. Перед началом переговоров – они проходили в новой резиденции Лукашенко, «Дворце независимости» – произошло несколько инцидентов. Неожиданно высоким оказался накал взаимной ненависти между российскими и украинскими журналистами. Несколько раз охране Дворца независимости пришлось буквально предотвращать драки в холле, где собралось более трех сотен представителей прессы. Кстати, Путин привез с собой в Минск 70 журналистов, а Порошенко приехал без официального пула.

MINSK2Как только украинский президент появился в холле Дворца независимости, журналист телеканала «Россия» Павел Зарубин начал раз за разом выкрикивать: «Зачем ваши войска бомбят мирное население Донбасса?». Порошенко никак не ответил, а российского журналиста служба безопасности вывела из толпы. Затем Зарубина выдворили из Дворца независимости с формулировкой «за недостойное поведение».

Чуть позже произошел конфликт между журналистом украинского канала «1+1» и журналистом российского телеканала LifeNews. Россиянин обвинил украинских журналистов в непрофессионализме, в ответ услышал: «А вы как собаки». Тогда журналист LifeNews на весь зал залаял в ответ. Более мелкие инциденты возникали постоянно, обстановка была довольно нервной.

Первыми в Минск практически одновременно примерно в 18.00 прилетели Ангела Меркель и Франсуа Олланд. Они, не покидая взлетно-посадочной полосы сразу провели переговоры прямо в самолете немецкого канцлера. Затем прилетел Петр Порошенко. По прибытии в Минск он заявил: «Либо ситуация качнется в сторону деэскалации и прекращения огня, либо выйдет из-под контроля».

Путин опоздал на час – его самолет сел в Минске, когда все остальные участники переговоров уже собрались в резиденции Лукашенко. К слову, Путин опоздал на полтора часа и на первые минские переговоры 26 августа. Как только президент России прибыл во Дворец независимости, он и встретивший его Александр Лукашенко сразу же отправились в чайную комнату, где их уже ожидали Франсуа Олланд, Ангела Меркель и Петр Порошенко. Начались переговоры, которые шли не только вообще без членов официальных делегаций, но даже без присутствия переводчиков. Только час спустя переговорщики ненадолго появились перед журналистами, тогда Порошенко и Путин публично пожали друг другу руки. Лукашенко при этом просто сиял.

Однако церемониального фотографирования не было – переговоры продолжились, теперь уже с участием переводчиков и министров иностранных дел – но без Александра Лукашенко. В 22.00 все переговорщики перешли на второй этаж в другой зал. При этом мимо журналистов прошел глава МИД РФ Сергей Лавров, сказавший, что дела «просто супер». А министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей успел сообщить журналистам, что в Минск приехал и помощник президента России Владислав Сурков.

Тогда же стало известно, что после завершения переговоров по урегулированию украинского кризиса в Минске будет подписана некая декларация. Главы ДНР и ЛНР находятся в Минске, но к переговорам не допущены.

По неофициальной информации, участники переговоров подпишут декларацию о территориальной целостности Украины. Сейчас, рассуждают в коридорах, обсуждаются детали.

«Проблема традиционно состоит даже не в сути договоренностей, а в том, насколько стороны готовы их придерживаться. Если речь идет о размежевании сторон, то возникает вопрос о том, кто такое размежевание будет осуществлять. Военные возможности ЕС ничтожны. ОБСЕ – по факту маловлиятельная структура в системе международной бюрократии. Остается ООН, но в ее дееспособности тоже большие сомнения\», – сказал NT руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников. – Ранее стороны уже использовали перемирие для восстановления боеспособности армейских подразделений и начала очередного витка конфронтации. Где гарантии, что ситуация не повторится? Такой гарантии нет. Ибо если перемирие станет устойчивым, в регион войдут миротворцы, представляющие приемлемые для сторон государства, то встанет очередной вопрос: а что там с Крымом? И точка напряжения, по крайней мере политического, переместится на это направление. Хочется быть оптимистом, но любое соглашение пока выглядит как многоточие, а не точка. И это многоточие и дальше будет держать регион в напряжении».

«На этот раз дипломатические усилия европейских лидеров вполне могут увенчаться успехом. Во-первых, все участники встречи на высшем уровне прибыли в Минск, несмотря на нежелание российского лидера лично присутствовать на переговорах. Во-вторых, потому что наступление вооруженных формирований самопровозглашенных ДНР и ЛНР при несомненной поддержке РФ не увенчались значимыми успехами. То есть президенту России тяжелее будет вести переговоры с позиции силы, – говорит белорусский политолог Сергей Марцелев. – Если будет подписано именно то многостороннее соглашение, проект которого готовила на переговорах контактная группа, то джентльменский набор – это минимум схема отвода тяжелой ствольной и реактивной артиллерии на расстояние 50-100 км и линия разграничения в зоне конфликта. На практике это означает переход конфликта в фазу низкой интенсивности по образцу Приднестровья. Как ни странно, это соответствует интересам и Кремля, и официального Киева. Первый может не опасаться ужесточения санкций, а Украина получает передышку от войны».

Уже сейчас можно говорить, что какие-то мирные договоренности в Минске достигнуты. Об этом свидетельствует и рукопожатие Путина с Порошенко, и продолжение переговоров в расширенном формате. И даже то, что журналистам накрыли стол с обилием разнообразного алкоголя. The New Times продолжает следить за встречей в «нормандском формате».

Фото: Grigory Dukor/REUTERS, Mykola Lazarenko/REUTERS

Денис Лавникевич, Минск

The New Times

12 февраля 2015