Старый добрый враг
Американцы вновь считают, что Россия представляет угрозу для США
Данные недавнего опроса, опубликованные самой авторитетной социологической организацией США – Институтом Гэллапа, свидетельствуют о том, что в отношении американцев к РФ произошли кардинальные изменения. Впервые с начала девяностых большинство респондентов относят Россию к врагам их страны.
Не секрет, что американский обыватель (впрочем, как и среднестатистический житель любой страны) консервативен. Это обычно подтверждают и данные социологии, особенно касающиеся внешнеполитических предпочтений жителей США. Список стран, которым американцы симпатизируют или не симпатизируют, по данным того же Института Гэллапа, иногда не меняется десятилетиями. Так, вот уже много лет в лидерах симпатий жителей США ходит Израиль, а антилидерами долгие годы являются или Иран, или Северная Корея. Россия же в число государств, которые американцы считают враждебными, не входила давно. Еще в 2012 году лишь 2% американцев относили РФ страну к самым большим недругам США. Примерно столько же, кстати, тогда считали врагами Америки Пакистан. Следует заметить, что в том же 2012 году на предвыборных теледебатах между Миттом Ромни и Бараком Обамой последний поднял своего соперника на смех, когда он назвал главным противником США не «Аль-Каиду», а Россию. Однако уже в прошлом году Россия, если верить опросам Института Гэллапа, выбилась на не очень почетное четвертое место (после Северной Кореи, Ирана и Китая) в списке врагов Америки. А в этом году и вовсе оказалась лидером, обогнав даже северокорейцев. 18% американцев считают Россию самым большим врагом США, а Северную Корею – лишь 15%.
Разумеется, необходимо учитывать время проведения опроса: 8–11 февраля, непосредственно перед конференцией в Минске, когда известия из Украины были одними из главных в международных новостях американского телевидения. Причем тональность передач была предельно однозначна: вину за военные действия и обстрелы мирного населения несет Россия. Однако, памятуя о данных опросов в прошлом году, можно говорить о том, что в сознании янки наступил определенный перелом в восприятии России. Отношение к России становится враждебно-настороженным, о чем свидетельствует и другой опрос Института Гэллапа. В нем респондентам предлагается назвать возможные угрозы США в течение ближайших 10 лет. «Военная мощь России» в списке этих угроз находится на пятом месте – после активности «Исламского государства», международного терроризма, иранской ядерной программы и военной мощи Северной Кореи.
Как заметил в беседе с «НИ» директор Аналитического центра Юрия Левады («Левада-Центра») Лев Гудков, в России по отношению к Америке наблюдается схожая, можно даже сказать, зеркальная картина. Сейчас 82% россиян относятся к США плохо. «Это самый высокий уровень недоверия к Америке с 1988 года», – говорит г-н Гудков. Однако в отношении россиян к США есть нюансы, которых нет в отношении американцев к России. Во-первых, судя по соцопросам, рост антиамериканских настроений в РФ шел последовательно все двухтысячные и вторую половину девяностых годов. Во-вторых, отношение россиян к Америке все-таки более сложное, чем отношение американцев к россиянам. Для жителей Соединенных Штатов Россия – всего лишь еще одна чужая далекая враждебная страна, представляющая потенциальную или реальную угрозу, не более того. «А в РФ к Америке относятся противоречиво. С одной стороны, в США и в целом на Западе воплощены совокупность представлений россиян об идеальном социальном устройстве, – замечает Лев Гудков. – Можно сказать, что тамошние порядки – это то, что россияне хотели бы иметь у себя. С другой стороны, есть представление о США как о потенциальном военном противнике, враге, угрозе. В глазах россиян между этими двумя представлениями нет противоречия. Это как бы две стороны одной медали. Боятся и завидуют одновременно».
Константин Николаев
Новые Известия