Вам курицу или рыбу? Почему еда в самолете невкусная?
Авиакомпании не виноваты в том, что еда на борту самолета такая невкусная; просто наше восприятие вкуса меняется на большой высоте. Корреспондент BBC Future попыталась разобраться, почему это происходит, а также выяснить, как авиакомпании пытаются вернуть нам аппетит.
Если еда, которую подают на борту самолета, безвкусна, – в этом необязательно виновата авиакомпания. В действительности, может оказаться, что всему виной наши вкусовые ощущения, меняющиеся по мере того, как самолет набирает высоту.
Вкусовые рецепторы и обоняние начинают изменять нам на высоте в 30 тыс. футов (около 10 тыс. метров), говорит Расс Браун, директор подразделения по организации питания и розничной торговли на борту самолетов авиакомпании American Airlines. “Вкус еды – комбинация двух этих составляющих, и наше восприятие соленого и сладкого резко снижается, как только мы оказываемся в салоне самолета, в котором искусственно поддерживается давление”.
Все то, что мы ощущаем на борту самолета, как выясняется, влияет на то, как мы воспринимаем вкус еды. “В воздухе нам кажется, что еда и напитки имеют другой вкус, – говорит Чарлз Спенс, профессор экспериментальной психологии Оксфордского университета. – Этому есть несколько причин: недостаточная влажность, низкое давление воздуха, шум в салоне самолета”.
Сухой воздух, пониженное давление
Атмосфера на борту воздушного судна в первую очередь влияет на обоняние. По мере того, как самолет набирает высоту, давление в салоне понижается, а уровень влажности резко падает. На высоте около 10 тыс. метров уровень влажности составляет менее 12%, т.е. воздух в самолете суше, чем в большинстве пустынь.
Сочетание сухости и низкого давления понижает восприимчивость вкусовых рецепторов к сладкой и соленой еде примерно на 30%. Такой вывод содержится в исследовании, которое в 2010 году провел Институт строительной физики Общества Фраунгофера (Штутгарт, Германия) по заказу немецкой авиакомпании Lufthansa. Для изучения этого явления исследователи использовали специальную лабораторию, давление воздуха в которой было понижено значений, соответствующих полету на высоте 35 тыс. футов (10,6 км). Кроме того, исследователи откачали влагу из воздуха и воспроизвели шум двигателей самолета. В лаборатории даже учли вибрацию кресел, чтобы полностью создать условия “полета”.
В ходе исследования выяснилась любопытная деталь: на большой высоте нас покидает лишь способность ощущать вкус сладкого и соленого. Восприятие кислого, горького и острого почти не меняется.
Но дело не только в наших вкусовых рецепторах.
До 80% того, что люди воспринимают как вкус, на самом деле является запахом. Для того, чтобы ощущать запахи, нам нужно испарение носовой слизи, однако в пересушенном воздухе салона самолета наши обонятельные рецепторы работают по-другому. В результате еда кажется вдвойне безвкусной.
Поэтому авиакомпаниям приходится дополнительно сдабривать еду, которую подают на борту самолета. Ее солят и перчат настолько сильно, что повторить этого не осмелился бы ни один ресторан на земле. “Добавление приправ в нужном количестве – это главное, что обеспечивает хороший вкус еды на борту, – говорит Расс Браун из авиакомпании American Airlines. – Зачастую рецепты блюд дорабатывают таким образом, чтобы дополнительные порции соли или специй создавали у обедающих на борту нужные ощущения”.
Джерри Маклахлан, исполнительный шеф-повар из другой американской авиакомпании, United, конкурента American Airlines, говорит, что ему приходится использовать “мощные усилители вкуса и специи”, чтобы сделать вкус еды на борту “более четким”.
Ему и его коллегам, шеф-поварам авиакомпаний, приходится учитывать и постоянный монотонный гул двигателей самолетов. Психологи установили, что ваши уши также играют существенную роль в восприятии пищи. (В этом вы можете убедиться сами, если пройдете по этой ссылке. Приготовьте себе чашку кофе и попробуйте его на вкус в сочетании с теми или иными звуками). В ходе исследования выяснилось, что люди, которые ели в шумной обстановке, воспринимали еду менее соленой или сладкой, чем она была на самом деле. И еще один неожиданный поворот: те, кого окружал громкий звук, воспринимали еду, как более хрустящую.
Впрочем, фоновый шум в 85 децибел на борту самолета по-разному воздействует на восприятие вкусов, говорит Чарлз Спенс. Такие приправы, например, как кардамон, лемонграсс и карри приобретают на большой высоте более интенсивный вкус, чем соль или сахар.
Еда на несколько сотен человек
Приходится учитывать не только условия в салоне самолета, но и другие факторы.
Приготовление и сервировка еды для нескольких сот человек, путешествующих за облаками, не простая задача. По правилам безопасности, все блюда должны быть приготовлены на земле. Там еду упаковывают, быстро охлаждают, замораживают так, чтобы она могла пережить повторный разогрев в воздухе. Все это изменило бы вкус еды, даже если бы ее подавали на уровне моря.
Для разогрева еды на борту, почти все авиакомпании по соображениям безопасности используют конвекционные печи, в которых контейнеры с пищей обдуваются горячим сухим воздухом. Использование микроволновых печей и открытого огня не допускается, хотя первые индукционные плиты уже появились на рынке.
“Шеф-повара авиакомпаний уникальны тем, что они создают рецепты того или иного блюда для многих тысяч клиентов с расчетом на массовое производство, – говорит Расс Браун. – Из-за факторов, на которые мы не можем повлиять, на выходе очень часто получается совсем не тот продукт, который изначально задумывался. Мы создаем еду из таких ингредиентов и в такой упаковке, которые способны пережить процесс от приготовления до сервировки”.
Сохранить вкус пищи на борту может, например, метод sous-vide, при котором блюдо долго обрабатывают при относительно низких температурах в герметически запечатанном пластиковом пакете, говорит Пэм Садер-Смит, президент Международной ассоциации поставщиков услуг для авиакомпаний (International Flight Services Association).
Тренажер для повара
Для улучшения качества еды, авиакомпании начинают проводить эксперименты с опытными образцами блюд в специально созданных лабораторных условиях на земле либо на борту настоящего самолета.
“Нельзя использовать для приготовления блюд, сервируемых в воздухе, те же самые рецепты, по которым вы бы готовили на земле, – говорит Дэвид Маргулис из компании Sky Chefs, которая специализируется на поставках блюд и напитков для авиакомпаний. – Это не значит, что еда, подаваемая на борту самолета, не может быть такой же вкусной. Наши ведущие повара овладели искусством и наукой адаптации рецептов блюд к изменениям вкуса еды, которые происходят на больших высотах”.
Впрочем, в основном, это касается блюд, которые подают в первом и бизнес-классе. “Еда в эконом-классе может оказаться менее изысканной”, – признает он.
Обслуживанием первого и бизнес-класса в компании Sky Chefs занимается команда ведущих поваров, которые работают напрямую с клиентами авиакомпаний. Повара имеют в своем распоряжении кухни, оборудованные по последнему слову техники, – такие же, как в ресторанах. Готовые блюда помещаются в специальные тележки, в которых они остаются в охлажденном состоянии до тех пор, пока их не разогреют в полете. “Их готовят с расчетом на подогрев, чтобы не пережарить и не переварить”, – говорит Маргулис.
Авиаперевозчики постоянно совершенствуют способы приготовления еды. Сингапурская авиакомпания Singapore Airlines сотрудничает с кейтеринговой компанией SATS, которая имеет собственный симулятор салона самолета в центре ресторанного обслуживания в аэропорту Чанги в Сингапуре. Здесь еду готовят и тестируют при пониженном атмосферном давлении. “Это позволяет нам воспроизвести условия полета на высоте 35 тыс. футов (10,6 км). Наша авиакомпания разработала блюда для пассажиров на борту, основываясь на результатах исследований, проведенных в этой лаборатории”, – рассказал представитель Сингапурских авиалиний.
Спреи для носа
Некоторые из наших органов чувств не испытывают на себе влияния высоты. Особенно это справедливо для так называемого пятого вкуса, известного также как “умами”. Это приятный, пикантный вкус, присущий сардинам, морским водорослям комбу, грибам шиитаке, помидорам, соевому соусу, сырам пармезан и рокфор. Такой вкус продуктам придает глютаминовая кислота. “Умами только усиливается под воздействием громкого фонового шума”, – говорит Чарлз Спенс.
Именно потому, что помидоры так богаты умами, “люди, которые никогда не делают этого на земле, в полете пьют томатный сок и коктейль “кровавая Мэри”, – добавляет он.
По той же причине Джерри Маклахлан из United Airlines использует в своих блюдах для авиапассажиров шпинат, томаты и моллюсков – ингредиенты, которым присущ “пятый вкус”.
Знаменитый британский шеф-повар Хестон Блюменталь избрал еще более радикальный подход, который, как он надеется, поможет британской авиакомпании British Airways повысить качество предлагаемой еды.
Блюменталь предлагал раздавать пассажирам спреи для носа, чтобы они могли прочистить носовые пазухи перед едой. Идея, впрочем, не пользовалась популярностью. Поэтому шеф-повар обратился к умами: в одном из 99 рецептов картофельной запеканки с мясом и овощами он предлагает добавлять в хрустящую корочку морские водоросли.
Помимо адаптированного меню авиакомпания British Airways предлагает своим пассажирам музыкальное сопровождение, соответствующее вкусу еды. Для этого выдаются наушники, отсекающие внешние звуки, говорит Чарлз Спенс. Эта услуга доступна в первом, бизнес- и эконом-классах. Она “с ноября предоставляется по одному из каналов и включает в себя как семантические соответствия – например, шотландскую музыку к шотландской рыбе, – так и более сложные сочетания, предназначенные для усиления вкуса сладкого”.
Некоторые авиакомпании экспериментируют со столовыми приборами, полагая, что это может помочь делу. Замена тяжелых металлических приборов на легкие пластиковые ножи и вилки ухудшает вкус еды, говорит Чарлз Спенс. “Дешевые пластиковые стаканчики, из которых мы пьем джин с тоником или вино, также не добавляют удовольствия”.
Водянистое, вяжущее, кислое
Кстати, о вине. Некоторые сорта, совершенно замечательные на terra firma, могут терять свои вкусовые качества, как только они оказываются в воздухе, говорит Лиэм Стивенсон, глава винного дистрибьютора Red & White Wines Ltd. из Соединенного Королевства. В течение двух лет его фирма поставляла авиакомпании бизнес-класса Silverjet вина, сочетающиеся с меню, разработанным легендарным лондонским рестораном Le Caprice. Проект был сопряжен с многочисленными дегустациями вин на земле, а затем в воздухе. Сам Стивенсон выступал в качестве консультанта по винам авиакомпании Silverjet.
“Вина, которые на земле обладают довольно насыщенным фруктовым букетом, на борту становятся водянистыми, вяжущими, кислыми, – рассказывает Лиэм Стивенсон. – Вино истощается, становится более плоским, меняется его структура. Жидкости расширяются и сжимаются в зависимости от изменения атмосферного давления. Очевидно, то же самое происходит и с вином. Вкус вина может стать менее фруктовым по мере изменения давления”.
Чтобы решить эту проблему, авиакомпаниям приходится выбирать вина с фруктовым вкусом, но с низким содержанием кислоты. “С этой задачей не всегда легко справиться. Например, в шампанском очень высокое содержание кислоты, а многие люди предпочитают пить на борту именно шампанское, – говорит Стивенсон. – Кларет (так в Англии называют все красные вина региона Бордо – ред.) насыщен танинами и кислотами, и, тем не менее, многие пассажиры бизнес-класса заказывают бордо. Поэтому, я считаю, что все решения о приобретении того или иного вина нужно принимать с учетом того, что произойдет с ним в воздухе”.
Поскольку низкий уровень влажности меняет вкусовые ощущения, “лучше всего пить вино в начале полета, а не ближе к его завершению, когда мы теряем существенно больше жидкости, – добавляет Стивенсон. – По мере того, как мы “высыхаем”, наши вкусовые рецепторы теряют свою восприимчивость”.
BBC