Beseda-header4

Beseda-header4

Свидетель запуска “Бука” и трудный поиск адвокатов: начался суд по МН17

В Нидерландах проходит суд по делу о крушении самолета “Боинг 777”, выполнявшего рейс MH17 и сбитого в небе над Донецком в 2014 году. Обвиняемые – трое граждан России и гражданин Украины, но в суде они не появятся. Только один из обвиняемых согласился дать показания – и то по видеосвязи.

Слушания проходят в особо охраняемом судебном комплексе Схипхол, который расположен совсем рядом с аэропортом Амстердама.

Здесь постоянно слышен звук взлетающих и садящихся самолетов. Именно из этого аэропорта отправились в свой последний рейс пассажиры МН17.

В суде было объявлено, что следствие приняло во внимание, проанализировало и приобщило к делу все материалы, ранее предоставленные российской стороной, а также заявления, сделанные на пресс-конференциях.

Сторона обвинения отметила, что огромный вклад в это сложное расследование сделали журналисты и гражданские активисты. Некторые из них “рисковали, чтобы обнародовать правду”.

Случай MH17 сильно отличается от других происшествий, когда самолеты сбивались. Основное отличие состоит в том, что российский “Бук” изначально не должен был оказаться на Украине – таким образом, крушение является следствием преступного деяния.

“Суд не будет рассматривать вопрос, должна ли была Украина закрывать свое воздушное пространство. Каким бы ни был ответ на этот вопрос – это не освобождает виновных в пуске ракеты по гражданскому самолету от ответственности”, – заявили прокуроры.

Кого судят?

По мнению следствия, к крушению “Боинга” могут быть причастны:

  • Сергей Дубинский, гражданин России, старший офицер ГРУ армии России в отставке
  • Олег Пулатов, гражданин России, подполковник запаса ВДВ армии России
  • Леонид Харченко, гражданин Украины, командир разведподразделения ГРУ самопровозглашенной ДНР
  • Игорь Гиркин (Стрелков), гражданин России, министр обороны самопровозглашенной ДНР, отставной офицер ФСБ

Подозреваемых будут судить по отдельности, но в рамках одного процесса. Это значит, что суд изучит обстоятельства произошедшего применительно ко всем четырем мужчинам, а вот аргументы защиты будут слушаться для каждого подозреваемого в отдельности.

Дубинский, Пулатов и Стрелков сейчас живут в России, а Харченко – на востоке Украины, на территории, неподконтрольной правительству страны. Все четверо объявлены в международный розыск.

Сергей Дубинский ранее в интервью Би-би-си заявлял, что считает все обвинения в его адрес бредом. “Любой человек, имеющий мало-мальское отношение к армии, вам скажет, что начальник контрразведки, отвечающий за транспортировку, а тем более боевое применение [установки “Бук”] – это из области даже не фантастики. Это в Кащенко”, – заявил Дубинский корреспонденту Би-би-си.

Игорь Гиркин также отрицает выдвинутые против него обвинения: “Кого-то же надо сделать козлом отпущения. Вот и выбрали меня и других, кто даже теоретически не мог сбить этот самолет. Ополчение “Боинг” не сбивало. Больше я никаких комментариев не даю”.

Пулатов и Харченко обвинения в свой адрес не комментировали.

В чем их обвиняют?

Прокуратура Нидерландов обвиняет всех четверых в причастности к убийству 298 человек.

“Никто из [обвиняемых] не нажал кнопку пуска сам, – уточняет при этом прокурор Нидерландов Фред Вестербеке. – Но все они тесно сотрудничали в деле доставки вооружения, и поэтому их можно считать подозреваемыми в причастности к тому, что МН17 был сбит”.

Международная следственная группа пришла к заключению, что самолет, летевший рейсом МН17, был сбит ракетой “земля-воздух”, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса “Бук” близ населенного пункта Снежное. Следственная группа уверена, что “Бук” доставили на Украину из России.

Следствие уверено, что самолет Малайзийских авиалиний сбили ракетой, выпущенной из ЗРК “Бук”

Прокуратура Нидерландов считает, что Дубинский, Пулатов, Харченко и Стрелков в разной мере отвечали за перевозку “Бука” по территории Донбасса и предоставили экипажу ЗРК данные о точке, откуда можно осуществлять пуск ракет по воздушным целям.

Суд проходит по законам Нидерландов, поскольку большинство из 298 человек, находившихся на борту самолета, были гражданами этой страны.

В начале судья пояснил как будет идти процесс с технической точки зрения, затем рассказал о том, какие условия предоставлены родственникам. Далее суд подтвердил, что никто из обвиняемых не присутствует в зале суда, и описал, какие были предприняты попытки с ними связаться.

Сбор версий и доказательств по делу проводила международная следственная группа, состоявшая из представителей стран, чьи граждане были на борту МН17 – Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов. В расследовании также принимали участие представители Украины, поскольку в момент трагедии самолет находился в воздушном пространстве этой страны.

Уже сейчас в уголовном деле около 30 тысяч страниц. Для сравнения, все четыре тома романа “Война и мир” насчитывают примерно тысячу страниц.

Ведет заседания коллегия из пяти судей, трое из них имеют статус постоянных, а двое – заместителей.

Крайне маловероятно, что кто-то из обвиняемых предстанет перед голландским судом лично в обозримом будущем. Но, как стало известно Би-би-си, Олег Пулатов может дать показания по видеосвязи, а также общаться с прокурорами и судьями через адвокатов. Пока интересы Пулатова представляяют два нидерландских адвоката из Роттердама и российский юрист Елена Кутьина. При этом Кутьина не имеет права действовать от имени Пулатова в Нидерландах – она может только предоставлять коллегам информацию для его защиты.

“Боинг” МН17 был сбит 17 июля 2014 года в небе над юго-востоком Украины. Погибли все 298 человек, находившиеся на борту. В июле 2015 года Россия заблокировала в Совете Безопасности ООН предложение создать международный трибунал по расследованию аварии MH17.

Нидерландские адвокаты сказали журналистам, что будут защищать Пулатова, поскольку считают это важным для обеспечения верховенства права. Но перед тем как взяться за дело, адвокаты опросили всех своих друзей и родственников, чтобы убедиться, не погиб ли кто-то из их знакомых и коллег в трагедии МН17. Юристы пояснили, что сделали это, чтобы избежать конфликта интересов.

Дубинский, Харченко и Стрелков давать показания отказались.

Что дальше?

После завершения предварительного слушания судьи могут задать прокурору и ответчикам вопрос о том, хотят ли они допросить каких-либо свидетелей.

Ни следователи, ни прокуроры не спешат обнародовать материалы, которые у них есть, раньше времени. Но в интервью американскому телеканалу CBS прокурор Фред Вестербеке заявил, что у них есть свидетели, готовые выступить в суде в пользу позиции обвинения.

“Я бы сказал, что у нас есть по крайней мере один очевидец [пуска ракеты по самолету]. Сколько их всего, я сейчас не скажу”, – добавил прокурор.

При этом прокуратура отмечает, что не будет обращаться к властям России с просьбой об экстрадиции подозреваемых, так как знает, что российские законы запрещают выдачу граждан страны другим государствам.

В январе на встрече с родственниками погибших в катастрофе представители прокуратуры Нидерландов сообщили, что суд может продлиться полтора-два года, если не будет процессуальных задержек, а если возникнут какие-то сложности, слушания могут растянутся на четыре-шесть лет.

Ольга Ившина Би-би-си, Нидерланды

9 марта 2020 г.