Лидер КНР Си Цзиньпин впервые за 30 лет приехал в Тибет
Глава КНР и лидер китайской компартии Си Цзиньпин 21-22 июля нанес не объявленный заранее визит в Тибет. Первые лица Китая не посещали политически проблемную автономную провинцию 30 с лишним лет. Последним по времени был визит тогдашнего лидера Цзян Цзэминя в 1990 году.
Си Цзиньпин бывал в Тибете в 1998 и 2011 годах, будучи партийным руководителем провинции Фуцзянь и заместителем председателя КНР.
Поездка началась еще в среду, но китайские СМИ сообщили о ней лишь после ее окончания.
Си Цзиньпин прилетел в город Линьчжи (Ньингчи), где его встречала толпа людей в национальных одеждах, выкрикивавших приветствия, танцевавших и размахивавших флагами КНР. Как говорится в сообщении официального агентства Синьхуа, его “горячо приветствовали местные кадровые работники и народные массы различных национальностей”.
Затем он доехал до столицы провинции Лхасы по недавно построенной скоростной железной дороге, связавшей Тибет с провинцией Сычуань. В Лхасе он посетил, по словам агентства Синьхуа, “религиозно-культурные объекты, находящиеся под охраной государства” – историческую резиденцию Далай-ламы дворец Потала и буддийский монастырь.
Он побывал также на современном сельскохозяйственном предприятии на реке Ньянг-Чу (Нянчу), где ему рассказали о работах по улучшению плодородия почв и защите окружающей среды, и в музее городского планирования в Линьчжи.
Правозащитная организация Международная кампания в защиту Тибета заявила, что накануне и во время визита Си Цзиньпина в провинции был установлен усиленный режим безопасности с перекрытием дорог и проверкой всех подозрительных людей.
Тибет: от Британской империи до КНР
Тибет находится на высоком плоскогорье в Гималаях. Его жители исповедуют буддизм, имеют свой язык и самобытную культуру.
Попытки Китая установить контроль над Тибетом имеют давнюю историю. В XVII-XVIII столетиях Цинская династия неоднократно вводила туда войска и низлагала неугодных им Далай-лам.
Во второй половине XIX века Тибет неофициально, но фактически оказался под протекторатом Британской империи.
Россия тоже проявляла интерес к Тибету, направив туда в начале XX века своих эмиссаров Агвана Доржиева и Петра Бадмаева, знавших тибетский язык и обычаи и предлагавших местным лидерам покровительство русского царя.
В 1913 году, вскоре после суньятсеновской революции в Китае, Тибет провозгласил независимость. Это было теократическое государство, управляемое духовным лидером буддистов Далай-ламой и жившее в условиях средневековья.
В 1950 году, спустя год после прихода к власти Мао Цзедуна, Китай оккупировал Тибет, а еще через год объявил своим автономным районом. В КНР это событие называет “мирным присоединением”.
Далай-лама XIV эмигрировал и с тех пор живет в индийском городе Дхарамсала. При нем действует правительство Тибета в изгнании, которое с 2011 года возглавляет Лобсанг Сенге.
Тибет граничит с Индией. В июне 2020 года из-за спорного участка земли здесь произошло столкновение между китайскими и индийскими солдатами, в котором погибли 20 индийцев, хотя огнестрельное оружие по имеющимся данным, не применялось. Индийские военные говорят, что китайцы избивали их дубинами.
Но главные проблемы Тибета носят внутренний характер.
Массовые волнения и права человека
Китай говорит, что несет в отсталый край свет цивилизации и экономический рост. Благодаря финансовым вливаниям из центра, Тибет является одним из самых быстро развивающихся регионов КНР.
Но тибетские эмигранты и международные правозащитники обвиняют Пекин в подавлении свободы тибетцев и размывании их традиционной культуры и жизненного уклада. Особое недовольство вызывает у них наплыв в Тибет китайских переселенцев и туристов.
Западные правительства периодически критикуют Китай за нарушения прав человека в Тибете и еще одной национальной автономии, Синьцзяне, где живет мусульманское уйгурское меньшинство, но практических последствий это не имеет.
На протяжении десятилетий в Тибете происходили разные акции протеста, включая случаи, когда буддийские монахи поджигали себя, а в марте 2008 года вспыхнули массовые волнения, подавленные китайской армией.
Пекин утверждал, что “мятежники” убили 10 полицейских и разгромили 214 учреждений и магазинов. Правозащитники говорят о многочисленных жертвах среди тибетцев, но твердых доказательств этому нет. Четырех участников протестов приговорили к расстрелу.
Однако, в отличие от Синьцзяна, где имели место организованные и подготовленные теракты со стороны сепаратистов, в Тибете такого не было, поскольку буддизм отвергает насилие.
О нынешних настроениях рядовых тибетцев судить сложно, поскольку свобода слова в КНР жестко контролируется, а иностранцы могут приезжать в Тибет лишь по специальному разрешению и под контролем спецслужб.
Похищение Панчен-ламы
Благодаря своим призывам к исключительно мирным методам борьбы, Далай-лама XIV приобрел большое уважение в мире.
Пекин называет его “ярым сепаратистом” и не поддерживает с ним никаких контактов. Если с Далай-ламой встречается иностранный политик, незамедлительно следует официальный протест, а общественный деятель, музыкант или актер автоматически становится в Китае персоной нон грата.
Сейчас Далай-ламе 86 лет.
Вторым лицом в иерархии буддизма является Панчен-лама, считающийся, как и Далай-лама, реинкарнацией одного из будд.
Обоих определяют по сложным старинным ритуалам, но Далай-лама играет решающую роль при назначении Панчен-ламы, а тот, в свою очередь, имеет большое влияние на выбор нового Далай-ламы.
В мае 1995 года китайские власти похитили шестилетнего Панчен-ламу Гедуна Чокьи Ньиму, и с тех пор его никто не видел. Пекин лишь сообщает, что он получил высшее образование, работает по профессии и желает приватности.
Китай назначил своего собственного Панчен-ламу, которого Далай-лама не признает. Критики не сомневаются, что правители Китая не упустят случая вмешаться в выборы нового Далай-ламы, что, по их мнению, особенно неуместно, потому что те являются атеистами.
С 2011 года в Лхасе действует Институт буддизма, где обучают и воспитывают новое поколение лояльных Пекину монахов. Его директором является местный религиозный деятель, а заместителем – присланный из Пекина чиновник.
В разговоре с российской журналисткой, посетившей институт несколько лет назад, последний заявил, что был назначен на эту должность, потому что тибетский язык и культура – его специальность, но он не буддист, а член партии.
BBC