Мадонна: вечная икона стиля
Корреспондент BBC Culture рассказывает об эволюции стиля королевы поп-музыки.
Нашумевшая история с непослушным плащом – лишь один из многочисленных поводов, по которым Мадонна оказывалась в центре внимания публики. Бессменная королева перевоплощения и икона визуальной культуры, певица всегда осознавала маркетинговую привлекательность характерного костюма. Поколение 1980-х в полном составе стало свидетелем огромного влияния, оказываемого каждым новым образом Мадонны на молодежную культуру. В том, как она одевалась и как себя вела, певица всегда шла наперекор укоренившимся традициям, будь то отношение к сексуальности, полу, религии и – в последнее время – к возрасту.
В детстве Мадонна хотела стать кинозвездой или монахиней, и обе эти роли нашли широкое отражение в ее костюмах. Черты Мэрилин Монро и католическая атрибутика стали главными мотивами ее визуального самовыражения – от гламурной девушки 1950-х (песня Material Girl) до кающейся грешницы (Like a Prayer) и бесплотной сущности (Ray of Light). Пожалуй, определяющим для ее карьеры стал образ, в котором она предстала на обложке своего второго альбома Like a Virgin: свадебное платье-бюстье, длинные кружевные перчатки, украшения с распятием и ремень с надписью “Игрушка для мальчиков”.
Арианн Филипс, долгое время работавшая с Мадонной в качестве личного стилиста, называет эту белоснежную околосвадебную фантазию “одним из наиболее шокирующих, раскрепощающих и влиятельных моментов в поп-культуре/истории моды”. По мнению Филипс, этот образ “совершил революцию в моде”.
Мадонна Луиза Чикконе рано начала воспринимать одежду как способ выражения протеста. Многие знают, каким ударом стала для нее смерть матери от рака груди, когда будущей певице было всего пять лет: как-то в интервью журналу Vanity Fair Мадонна описала себя маленькую как “одинокую девочку, ищущую чего-то”. Она была старшей дочкой в семье, где кроме нее было еще семь детей (двое родились от последующего брака отца с горничной Джоан Густафсон).
В книге “Мадонна. История жизни” ее автор Мэри Кросс описывает, как Мадонна отказывалась надевать одинаковую с сестрами одежду, на которой настаивала мачеха, и “специально выбирала не подходящие друг к другу носки и одежду”. Про свои подростковые годы она говорит так: “В некотором смысле я не была бунтаркой. Мне хотелось в чем-то отличиться. Я не брила подмышки и не носила макияж, как другие девочки, но я училась и получала хорошие оценки… Я хотела стать кем-то”.
В середине 1970-х, поступив в Школу музыки, театра и танца Мичиганского университета на отделение танца, уроженка города Бей-Сити пришла на занятия в рваных колготках, сколотых булавками, и в дальнейшем “намеренно культивировала стиль дезабилье”, пишет Кросс.
Юная Мадонна сочетала короткие топы, мини-юбки поверх брюк “капри”, браслеты с кнопками и шипами в стиле панк-рок и ремни с чулками в крупную сетку. Она стала законодательницей нового уличного стиля, дополненного аксессуарами с блошиного рынка. Сейчас кружевные перчатки, нитки жемчужных бус, молитвенные четки, резиновые браслеты и украшения с распятиями (автор – легендарная француженка Мариполь, дизайнер, стилист и художница, живущая в Нью-Йорке) стали культовыми, а тогда подобный облик считался смелым.
В интервью газете New York Times пресс-секретарь певицы Лиз Розенберг вспоминает, как Мадонна впервые пришла к ней в офис в 1983 году. Никому не известная певица и танцовщица из клубов Нижнего Ист-Сайда (район в юго-восточной части Манхэттена, тогда заселенный иммигрантами и рабочими), подписавшая контракт на запись двух синглов со студией Warner Brothers, пришла “в черной одежде с сотней резиновых браслетов на каждом запястье”. Завершали этот обманчиво сложный образ ленты, заплетенные в грубо обесцвеченные светлые волосы, и толстый слой макияжа – кустистые брови, густо подведенные глаза, мушка в духе Мэрилин Монро и вызывающая помада.
Агент-провокатор
В том, что касается имиджа, проблем с поддержкой у Мадонны никогда не было: еще один любитель провокаций Жан-Поль Готье придумал легендарные бюстгальтеры для ее мирового турне 1990 года под названием Blond Ambition. “Мадонна и Жан-Поль Готье – это пример совершенного сотрудничества между рок-звездой и модным дизайнером… Взаимовыгодный союз, думаю, они прекрасно друг друга понимали”, – говорит Тим Бланкс, колумнист сайта , к появлению певицы на подиуме показа Готье “весна-лето 1995” со щенком в коляске.
“Он подарил ей образ, который люди всегда будут ассоциировать с ней, а она подарила ему славу, которая всегда будет его сопровождать. Мадонна в коническом бюстгальтере от Готье стала одним из наиболее запоминающихся образов эпохи 1990-х”, – уверен колумнист. Кроме того, Готье создал костюмы-кимоно, навеянные книгой “Мемуары гейши”, которые фигурировали в клипе на песню Nothing Really Matters и в турне Мадонны Drowned World. Певица также надела их на церемонию вручения премий “Грэмми” в 1999 году, где песня и альбом Ray of Light удостоились четырех наград.
Привлекать к себе внимание на красной дорожке – любимое развлечение Мадонны, обожающей разбавлять бесконечные платья с юбкой-годе (облегающие и расклешенные от колена) вызывающими нарядами. Так, на вручение первой в истории Премии Версаче на VH1 Fashion Awards в 1998 году она пришла в сари и без обуви. “Эпатаж, провокация, загадка – все эти годы мы наблюдаем за тем, как Мадонна прошла путь от младшей сестренки с уличными манерами до невесты-девственницы, от богини секса до йогини, – отметил Стинг, вручавший премию совместно с Донателлой Версаче. – Ее ум так же знаменит, как и ее тело, ее боятся так же сильно, как желают. Она ведет, а остальные следуют за ней”.
На последнюю церемонию “Грэмми” певица явилась в ботфортах и корсаже, напоминающем костюм матадора, от Givenchy Couture
Папарацци не преминули запечатлеть ее обтянутый чулками в крупную сетку зад, обнажившийся под расшитой камнями юбкой. “Радуйся тому, какой ты есть – уникальный, необычный и бесстрашный”, – объявила Мадонна перед тем, как исполнить свой новый сингл Living For Love.
Мятежное сердце
Хотя провокационной королеве поп-музыки уже идет шестой десяток, она так и не рассталась с привычкой обнажать различные части тела. Кстати, на обложке последнего альбома певицы, который выходит в этом месяце и называется Rebel Heart, красуется фотография Мадонны крупным планом, скрученной черными шнурами в стилистике садо-мазо. Впервые она позировала обнаженной, еще не прославившись, затем в своей звездной книге под названием “Секс” и, наконец, на показе Готье в 1992 году. Исполнительница, обожающая скандал, в 2012 году обнажила грудь на концерте в Стамбуле, проходившем в рамках мирового турне MDNA, а через несколько дней показала римской публике свою попу.
Комментаторы, напрочь забыв о всякой политкорректности, задаются вопросом соответствуют ли действия и наряды Мадонны ее возрасту. “Она похожа на десятиклассницу, которая осталась на второй год 48 раз”, – съязвила в 2012 году покойная актриса Джоан Риверс, будучи ведущей телепрограммы”Полиция моды”. Ее комментарий относился к выступлению певицы в перерыве между таймами Суперкубка в костюме чирлидерши.
Любовь Мадонны к подростковым нарядам всегда пользовалась успехом у пародистов, среди известных пародий – сценка британской актрисы Дженнифер Сондерс, где она передразнивает образ из клипа Hung Up (сочетание ретро-трико и взмахов волосами в духе голливудской блондинки Фэрры Фосетт).
А что, есть такое правило? Когда человеку исполняется 40, его можно считать покойником?” – вопрошала Мадонна в интервью Джонатану Россу, опубликованном в 1992 году, когда ей было лишь 34 года. В недавней публикации , на обложке которого она похожа на Мэрилин Монро, певица бросает вызов возрастной дискриминации в поп-культуре и других сферах человеческой деятельности. “Это единственная область, где нет никаких ограничений на дискриминацию, – отмечает она. – Что касается моего возраста, все горят желанием сказать мне что-нибудь унизительное. И я всегда задаюсь вопросом – почему это приемлемо? В чем разница между подобным подходом и, к примеру, расизмом, или любой другой дискриминацией? Они выносят суждение обо мне, исходя из моего возраста. Я не понимаю, у меня в голове это не укладывается! Как правило, женщины, достигнув определенного возраста, принимают как данность, что им не следует вести себя определенным образом. Но я не следую правилам! Никогда этого не делала, и не собираюсь начинать”.
“Когда я опубликовала книгу “Секс”, ее нельзя было назвать “обычной”, – добавляет Мадонна. – Когда я пела Like a Virgin на церемонии вручения MTV Awards, мое платье поднялось и зрители увидели мою задницу, был громкий скандал. Я никогда не вписывалась в обычные рамки, а теперь все так делают. Когда я снималась в фильме “В постели с Мадонной” и видеокамеры следовали за мной повсюду, это было необычно. Так что если мне придется стать человеком, который откроет женщинам дверь к пониманию и вере в то, что они могут быть сексуальными, хорошо выглядеть и быть не менее влиятельными в пятьдесят и шестьдесят лет, чем они были в двадцать с небольшим, то я готова им стать”.
Всю жизнь игнорировав правила, Мадонна удивительно консервативна в том, что касается одежды ее старшей дочери. “Когда Лола заходит в мою комнату в очередном наряде, у меня всегда две реакции. Первая: ‘О боже, она потрясающе выглядит, как невероятно стильно’, а затем вторая: ‘В школу так одеваться категорически нельзя'”, – поведала певица во время презентации своего одежного бренда Material Girl в универмаге Macy’s. “Мне приходится думать сразу двумя головами. Обычно я прошу ее снять 8-сантиметровые или 15-сантиметровые платформы и немного стянуть вниз юбку, а также смыть чуть-чуть черной косметики вокруг глаз… Я веду себя как типичная мать, говоря ей: ‘О боже, ты не можешь пойти в школу в таком виде'”.
Однако Лола (родившаяся в 1996 году и получившая имя Лурдес) за словом в карман не лезет. В эфире телепрограммы, посвященной выходу альбома Rebel Heart, Мадонна рассказала ведущему Джонатану Россу: “Если никого поблизости не оказывается, она оценивающе смотрит на меня и говорит: ‘Маам, ты ведь не выйдешь из дома в таком виде?’ А недавний “стриптиз” на “Грэмми”? “Она взяла фотографию моей торчащей задницы и отправила мне ее с комментарием ‘Мам, да ладно?’ – и я ей сказала: ‘Честное слово, так случайно получилось'”. Не в первый раз и вряд ли в последний.
Катя Формэн BBC Culture