Beseda-header4

Beseda-header4

Суд признал Ольмерта виновным во взяточничестве

O1

Судьи единогласно постановили, что Ольмерт своими действиями нарушил закон

Бывший премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт признан виновным в злоупотреблении общественным доверием и получении прибыли незаконным путем. Вердикт по так называемому “делу Талански” был вынесен в понедельник Иерусалимским окружным судом.

Ольмерт обвинялся в том, что с 1993 по 2002 год, будучи мэром Иерусалима, а затем министром торговли и промышленности, получал наличные средства от бизнесмена Моше (Мориса) Талански.

Речь идет о сумме в 600 тыс. долларов. Часть средств, предназначенных для политической деятельности Ольмерта, расходовалась им в личных целях, что является недопустимым.

В 64-страничном документе трое судей – Яков Цабан, Моше Соболь и Ривка Фридман-Фельдман – единогласно постановили, что Эхуд Ольмерт своими действиями нарушил закон.

История вопроса

История этого громкого коррупционного скандала началась в апреле 2008 года, когда юридический советник правительства Мени Мазуз принял решение начать уголовное расследование в отношении действующего премьер-министра Эхуда Ольмерта.

Главное подозрение – Ольмерт принимал конверты с наличными от американского бизнесмена еврейского происхождения Моше Талански и использовал эти средства в личных целях. Взамен Талански просил оказать ему содействие в продвижении ряда бизнес-проектов.

Спустя считанные недели, в мае 2008 года сотрудники центрального следственного управления взяли показания у самого бизнесмена. Талански подробно рассказал полицейским, каким образом деньги попадали к Эхуду Ольмерту. О тайных пожертвованиях знали всего двое приближенных: адвокат Ури Месер и Шула Закен, ближайшая помощница и глава канцелярии Ольмерта.

O2

Эхуд Ольмерт был мэром Иерусалима с 1993 по 2003 годы

В связи с проводимым полицейским расследованием впервые в истории Израиля премьер-министр был вынужден подать в отставку.

Спустя 11 месяцев, в августе 2009 года против Ольмерта было выдвинуто обвинительное заключение. Ему инкриминировались злоупотребление служебным положением и общественным доверием, а также получение прибыли незаконным путем при отягчающих обстоятельствах.

Начиная с февраля 2010 года, когда в ходе процесса начали давать показания свидетели, судьи провели 157 открытых заседаний. Были представлены сотни улик и доказательств – как защитой, так и обвинением.

Протоколы дела насчитывали 19 тысяч страниц. При этом главный фигурант в “деле Талански” – Шула Закен – в то время предпочитала хранить молчание.

“Показания свидетеля Моше Талански были полны неточностей, – отметила в окончательном документе в июле 2012 года судья Мусья Арад. – Обвинение не предоставило достаточной доказательной базы, подтверждающей действия, которые можно классифицировать как нарушение закона”.

Юридическая драма

10 июля 2012 года Эхуд Ольмерт был оправдан сразу по двум пунктам обвинения. Сказанное судьями в Иерусалиме не только обрадовало адвокатов экс-премьера, но и повергло в шок всю юридическую систему страны.

Казалось, что годы кропотливой работы, тысячи следственных проверок и показания сотен свидетелей были потрачены зря.

“Есть судьи в Иерусалиме, – заявил Эхуд Ольмерт по выходу из зала суда. – Не было никаких конвертов, не было никаких денег, не было никакой коррупции”.

То, что произошло далее, в Израиле уже назвали настоящей драмой. Неожиданно для многих, и прежде всего представителей прокуратуры, заговорила Шула Закен.

Одной из причин готовности Закен сотрудничать со следствием, как отмечают в Израиле, стало еще одно громкое дело, в центре которого оказался Эхуд Ольмерт – коррупционный скандал в столичном строительном проекте Holyland.

Серьезные обвинения, выдвинутые против Ольмерта и еще 12 фигурантов в деле, среди которых была и сама Закен, серьезно испугали ближайшую соратницу экс-премьера.

O3

Уголовное расследование в отношении премьера Ольмерта началось в 2008 году

Она приняла решение сотрудничать со следствием и предоставила государственной прокуратуре запись телефонных разговоров между ней и Ольмертом.

В частности, из этих разговоров следователи поняли, что Эхуд Ольмерт не просто знал о существовании наличных средств, но и нередко давал указания Закен, сколько и на какие цели их расходовать.

Вот как выглядел один из их телефонных разговоров:

Эхуд Ольмерт: “Я не прошу тебя, чтобы ты в чем-то признавалась, но ты должна понять: как только станет известно, что я давал тебе наличные деньги, меня обвиняет в коррупции. Если узнают, что ты получила 30 тысяч долларов от меня, у меня будут проблемы”.

Шула Закен: “Это нигде не записано, я не вносила эти деньги в журнал”.

В августе 2014 года аудиозаписи разговоров Ольмерта с Закен были приложены к апелляции прокуратуры в Верховный суд, который дал добро на возобновление расследования по “делу о конвертах”.

А уже в ноябре прошлого года Шула Закен дала показания против своего бывшего босса, что стало переломным моментом в расследовании.

Ставка Закен на сотрудничество со следствием, с ее точки зрения, себя полностью оправдала. В марте 2014 года Эхуд Ольмерт вместе с другими фигурантами “дела Holyland” был признан виновным в получении взятки.

Приговор – шесть лет тюремного заключения, еще два года условно. В тоже время сама Закен получила всего одиннадцать месяцев, из которых в итоге отсидела лишь семь.

“Ущерб всему обществу”

“Сегодня суд однозначно постановил, что господин Ольмерт получал конверты с наличными. Это нарушение закона, злоупотребление общественным доверием, преступление, которое наносит ущерб всему обществу”, – заявил в понедельник Ури Корб, один из представителей обвинения.

По мнению прокуратуры, речь ни в коем случае не идет о попытке какого-либо преследования Эхуда Ольмерта. Учитывая строгое наказание по “делу Holyland”, там даже готовы взвесить возможность отказаться от требований тюремного срока, ограничившись лишь исправительными работами.

Все будет зависеть от исхода апелляции, которую в эти дни рассматривает Верховный суд.

O4

С 2006 по 2009 годы Эхуд Ольмерт (справа) занимал пост премьер-министра Израиля

При этом защита экс-премьера готова опротестовать последнее решение иерусалимского суда. Как отметил в понедельник один из наиболее влиятельных в стране адвокатов Эли Зоар, представляющий интересы Ольмерта, суд не учел тот факт, что “действия Шулы Закен носили умышленный характер, и к ее показаниям следует относиться с большей долей недоверия”.

“Мы очень разочарованы. Суд рассматривал исключительно юридические аргументы. Очень жаль, что мы к этому пришли, и жаль, что судьи вынесли такой вердикт”, – заявил адвокат.

Ожидается, что уже 5 мая суд в Иерусалиме вынесет окончательный приговор в “деле о конвертах”. Для Эхуда Ольмерта это будет отнюдь не последнее появление в зале суда. Он продолжает вести долгие судебные разбирательства по громким коррупционным делам, в центре которых оказался в последние годы.

Отправится ли Эхуд Ольмерт отбывать тюремное наказание? Кажется, этим вопросом в Израиле уже мало кто задается. Неясным остается лишь срок, который Ольмерту в итоге, как предполагается, все же придется провести за решеткой.

Евгений Сова для bbcrussian.com, Израиль