Прокуроры и защита Царнаева представили последние доводы
Прокурор на процессе по делу Джохара Царнаева заявил присяжным, что закладывая вместе с братом бомбы на Бостонском марафоне, тот “хотел наказать Америку”.
Сторона защиты признает, что Джохар Царнаев непосредственно причастен ко взрывам, но настаивает на том, что он действовал под влиянием своего радикально настроенного брата Тамерлана.
Присяжные приступят к совещанию относительно степени виновности Царнаева в 9 часов утра по местному времени (13:00 по Гринвичу) во вторник.
В результате взрыва на финише Бостонского марафона в апреле 2013 года двух скороварок, начиненных поражающими элементами, погибло три человека, включая восьмилетнего мальчика. Более 260 человек получили различные ранения. В ходе поисков братьев Царнаевых был застрелен полицейский.
В случае признания Джохара, которому в общей сложности предъявлено 30 обвинений, виновным, ему грозит пожизненное заключение или смертная казнь.
“Он хотел пробудить моджахедов”
По словам федерального прокурора Алоке Чакраварти, марафон был избран братьями Царнаевыми в качестве мишени потому, что они знали, что в этот день внимание всего мира будет приковано к Бостону.
“Обвиняемый полагал, что его ценности были важнее, чем жизнь окружавших его людей, – сказал Чакраварти. – Своими действиями он хотел пробудить моджахедов, священных воинов”.
“Он хотел терроризировать эту страну, – добавил прокурор, – он хотел наказать Америку за то, что она сделала для его народа”.
Присяжным были продемонстрированы фотографии и видеозаписи, на которых видно, как Царнаев оставляет рюкзак с бомбой рядом с финишной чертой и группой маленьких детей.
Когда прокурор Чакраварти назвал Царнаева террористом, тот лишь слегка покачал головой.
Со своей стороны, защита, как и ожидалось, в заключительной реплике упирала на то, что Джохар Царнаев действовал под влиянием старшего брата, которому принадлежал весь замысел.
“Тамерлан собрал бомбы, Тамерлан убил полицейского Коллиера, Тамерлан руководил, а Джохар шел у него на поводу”, – заявила ведущий адвокат Джуди Кларк.
“Не стану отрицать, что Джохар в полной мере участвовал в этих событиях, но если бы не Тамерлан, то они бы не случились”, – подчеркнула она.
Жизнь Царнаева – в руках присяжных
Зал суда был заполнен людьми, которые так или иначе пострадали в результате взрывов на Бостонском марафоне. Несколько человек приехали в инвалидных колясках, у некоторых были видны протезы или слуховые аппараты.
Судья открыл заседание “коротким экскурсом в теорию права”, как он сам выразился, с тем, чтобы 18 присяжных поняли свою задачу.
Ранее сторона защиты неожиданно выступила с признанием факта причастности Джохара Царнаева к взрывам.
Адвокаты при этом утверждали, что организацией взрывов занимался 26-летний брат Джохара Тамерлан, погибший в ходе операции по поиску и задержанию злоумышленников.
Таким образом они пытаются отвести от своего подзащитного угрозу смертной казни.
В случае, если присяжные признают Джохара Царнаева виновным, суд приступит ко второй стадии, в ходе которой им предстоит определить меру наказания, а присяжным – проголосовать о том, заслуживает ли он смертной казни.
6 марта 2015
BBC