Beseda-header4

Beseda-header4

19 лет особого режима. Новый приговор Алексею Навальному

Алексей Навальный на заседании суда, 4 августа 2023 года

4 августа Мосгорсуд на выездном заседании во Владимирской области приговорил российского оппозиционера Алексея Навального к 19 годам колонии особого режима по делу о “создании экстремистского сообщества”, которое было возбуждено против него уже во время его заключения. Прокуратура требовала отправить оппозиционера в колонию с более строгими условиями содержания на 20 лет.

Ранее Алексей Навальный выступил на суде с последним словом. Его сторонники объявили о проведении акции “Путин – убийца!” в третью годовщину его отравления, 20 августа 2023 года.

Оппозиционер находится в колонии с февраля 2021 года. Тогда суд по требованию Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) заменил ему условный срок по делу “Ив Роше” на реальный. Это произошло сразу после возвращения Навального из Германии, где он проходил лечение после отравления в России боевым ядом “Новичок”.

В июне 2022 года Навального перевели из колонии общего режима в Покрове в колонию строгого режима в Мелехове. Уголовное преследование сам Навальный, российские правозащитники и международное сообщество считают политическим.

С осуждением нового приговора Навальному уже выступило представительство Евросоюза в России. “То, что российская правовая система продолжает использоваться в качестве инструмента борьбы с Навальным. Это также показывает, насколько российские власти его боятся. Происходящее с Навальным – очередной пример продолжающихся систематических преследований со стороны российских властей и игнорирования ими прав человека собственных граждан”, – говорится в заявилении.

Навальный перед приговором суда, 4 августа 2023 года

“Невероятно абсурдный процесс”

Политолог Федор Крашенниников уверен, что Навальный получил такой срок, потому что является “главным и во многом единственным реальным оппонентом Путина”. А соратник оппозиционера Дмитрий Низовцев считает, что, несмотря на этот огромный срок, моральный дух Навального не сломлен:

– Мы видим, что весь этот суд проходит безумно. То есть они хотели сделать его показательной расправой над Навальным, но в то же время старательно все секретили. С одной стороны, они дают ему шесть страшнейших статей, с другой стороны, они судят его в колонии, потому что боятся. Они хотят, чтобы Навального карали, но в то же время секретность в деле такая, что с огромным трудом добывались какие-то крупицы информации из показаний Яшина, Чанышевой и того, что немножко написал сам сам Навальный. Это невероятно абсурдный процесс. Для чего им нужно это все? Для чего нужно было приговаривать к такому сроку? У меня есть ощущение, что у них до сих пор существует такой специальный отдел по борьбе с Навальный, с главным преступником в стране. Туда согнаны несколько десятков ментов, следаков и прокураторов, вот так они и работают. Надо Путину отчитаться, что сегодня с утра было предотвращено пять терактов, вот они и отчитываются, что пять терактов предотвращено, шесть попыток свержения государственного строя предотвращено, Навальному дали 19 лет – вот, что нами делается, как хорошо мы работаем. Они лично отчитываются перед Путиным, и Путину от этого делается хорошо, потому что наверняка он до сих пор от них требует: “А что там происходит с тем чуваком, который нарыл мои дворцы, который раскрыл схему с моими дружками?” и так далее. Вот им надо показывать, что мы с ним успешно боремся, мы делаем ему все хуже и хуже – вот мы кинули его на особый режим. У меня есть ощущение, что это не последнее его дело. Они будут стараться еще, потому что следователю Ведюкову и судье Суворову тоже надо кушать и изображать работу. В следующий раз они его обвинят в том, что он рыл подкоп из Владимирской области до Москвы и постараются добавить еще сколько-то лет. Это становится уже просто глупо. Это было-то несмешно, а сейчас еще более безумно. Грустно смотреть на них, как они придумывают эти новые сроки, но иначе они не умеют и не могут.

Мы видели вчера опубликованную реакцию самого Алексея Навального на его возможный приговор: “Три просьбы и благодарность от Навального”, посыл там такой: “Срок будет большой, но не дайте себя запугать”. Как лично вы отреагировали на это его обращение? Какое оно на вас произвело впечатление?

Поразительным образом несгибаемость Алексея мобилизует каждого из нас

– Есть такое предание старины далекой, когда до Навального добралась Мария Бутина (это было чуть ли не первое какое-то аудио, видео с Алексеем после того, как его заключили). С одной стороны, неприятно, как мерзкая Бутина с ним разговаривает, а с другой стороны, Навальный очень остроумно ее шельмует и посылает. Ты слушаешь и думаешь: “Черт, а он все тот же! Все нормально!” Вчерашнее обращение Алексея тоже лично для меня стало поводом разогнуться, улыбнуться и расправить плечи. Если Алексей под гнетом сотен статей Уголовного кодекса улыбается и еще подбадривает нас – мол, мы не просто не должны грустить, а просто не имеем на это права. Поразительным образом несгибаемость Алексея мобилизует каждого из нас. И то, что он не сдается, придает сил каждому из нас: человек способен на то же самое чувство юмора и на ту же работоспособность, которая была и раньше. Так что, большое спасибо Алексею. Мы даже не можем с вами представить, через какие пытки и какой ужас он там проходит, но все равно находит возможность отряхнуться, расправить плечи и сказать: “Ребята, держитесь, бодритесь” и вставить парочку своих неподражаемых навальновских шуточек. Вот за это ему, конечно, большое спасибо, – говорит о приговоре Навальному его соратник Дмитрий Низовцев.

ШИЗО и последнее слово

Перед новым приговором Алексея Навального все чаще стали помещать в колонии в штрафной изолятор. Всего, по словам его адвоката Вадима Кобзева, политика отправляли в ШИЗО как минимум 17 раз. В общей сложности он провел там более 180 дней – в частности, за то, что “неправильно представлялся”, за расстегнутую пуговицу и отказ мыть забор.

Навальный рассказывал, что на протяжении нескольких месяцев ему каждый день по вечерам включали февральское послание Владимира Путина Федеральному собранию. “Медиазона” создала виртуальный симулятор такого ШИЗО.

21 июля Алексей Навальный выступил в суде с последним словом, которое было опубликовано его сторонниками. Он произнес его на фоне попытки военного мятежа Евгения Пригожина и ЧВК “Вагнер”:

“Каждому в России известно, что совершенно беззащитен тот, кто ищет справедливости в суде. Дело такого человека безнадежно. Ведь если уж дело дошло до суда, то силы за этим человеком нет. Потому что в стране, управляемой преступником, спорные вопросы решаются торгом, властью, подкупом, обманом, предательством и другими механизмами из реальной жизни, а не каким-то там законом. Что и было блестяще на днях продемонстрировано, когда те, кого объявили изменниками Родины и предателями, с утра убили на глазах у всей изумленной России несколько офицеров российской армии, а к обеду договорились о чем-то с кем-то и разошлись по домам, разделить между собой чемоданы с деньгами. Причем чемоданы не металлические, а самые настоящие. Их даже показали по российскому телевидению.

Тем самым закону и справедливости в России в очередной раз указали на их место. И оно совсем не престижное. В суде их точно не найдешь.
В общем-то, суд давно превратился просто в площадку, где гражданин только и может, что произнести речь без (и эта фраза повторяется в моем обвинении сотни раз) “согласования с органами государственной власти”. Правда, для особо хитрых, злоупотребляющих возможностями судебных прений и последнего слова, придумали сначала закрытый суд, а потом и закрытый суд на территории тюрьмы.

Тем не менее нужно использовать любую возможность высказаться, и, выступая сейчас перед аудиторией в восемнадцать человек, семь из которых надели на головы черные маски, закрывающие их лица, я хочу не просто объяснить, почему я продолжаю бороться с тем бессовестным злом, которое называет себя “государственная власть РФ”, но и призвать вас делать это вместе со мной.

Почему бы и нет? Может, вы и надели эти маски, потому что опасаетесь чего-то человеческого, того, что у вас есть и что может отразиться на вашем не прикрытом балаклавой лице? Например, тюремный надзиратель, который стоит сейчас за мной, по должности должен знать, какие мне предстоят суды. И вот я ему объясняю про еще одно уголовное дело и предстоящий процесс, про срок новый, который мне грозит. Каждый раз он кивает головой, закрывает глаза и говорит: “Не понимаю я вас и никогда не пойму”. Должен же я попробовать ему объяснить.

Вопрос, как поступать, – главный вопрос человечества. Ведь все вокруг так сложно и так непонятно. Люди сбились с ног в поисках формулы правильного поступка. В поисках того, на что можно опереться, принимая решение.

Мне очень нравится формулировка нашего соотечественника, доктора филологических наук, профессора Лотмана. Выступая перед студентами, он однажды сказал: “Человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть две ноги: совесть и интеллект”.

Это очень мудрая мысль, как мне кажется. И опираться человек должен на обе этих ноги.

Опираться только на совесть – интуитивно правильно. Но абстрактная мораль, не учитывающая человеческую натуру и реальный мир, выродится или в глупость, или в злодеяние, как было уже не раз.
А вот опора на интеллект без совести – именно она сейчас в основе российского государства. Изначально эта идея казалась элитам логичной. Используя нефть, газ и другие ресурсы, мы построим бессовестное, но хитрое, современное, рациональное, безжалостное государство. Мы станем богаче, чем цари прежних лет. И нефти у нас так много, что и населению что-то достанется. Используя мир противоречий и уязвимость демократии, мы станем лидерами, и нас будут уважать. А если нет, то тогда бояться.

Но происходит то же, что и везде. Интеллект, не ограниченный совестью, шепчет: отними, укради. Если ты сильнее, то твои интересы всегда важнее, чем права других.

Не желая опираться на ногу совести, моя Россия сделала несколько больших прыжков, расталкивая всех вокруг, но потом поскользнулась и с грохотом, разрушая все вокруг, рухнула. И барахтается сейчас в луже то ли грязи, то ли крови, с переломанными костями, с нищим, ограбленным населением, а вокруг лежат десятки тысяч погибших в самой глупой и бессмысленной войне XXI века.

Но рано или поздно, конечно, снова поднимется. И от нас зависит, на что она будет опираться в будущем.

Я поступаю, как мне кажется, последовательно. Без всякой драмы.
Я люблю Россию. Мой интеллект говорит мне, что жить в свободной и процветающей стране лучше, чем в коррупционной и нищей. А когда я стою здесь и смотрю на этот суд, моя совесть говорит, что справедливости в таком суде не будет ни для меня, ни для кого-то другого. Страна, где нет справедливого суда, никогда не станет процветающей. Значит – теперь снова говорит интеллект – будет разумно и правильно с моей стороны бороться за независимый суд, честные выборы, быть против коррупции, так как тогда я достигну своей цели и смогу жить в моей свободной, процветающей России.

Вам, может, сейчас кажется, что я сумасшедший, а вы все нормальные, – ведь нельзя плыть против течения. А мне кажется, это вы сошли с ума. У вас единственная, Богом данная жизнь, и на что вы решили ее потратить? На то, чтобы надеть себе на плечи мантии, а на голову эти черные маски и защищать тех, кто вас еще и грабит? Чтобы помочь тому, у кого десять дворцов, построить одиннадцатый? Для того, чтобы в мир пришел новый человек, двое людей должны заранее согласиться с тем, что пойдут на какие-то жертвы. Нового человека придется рожать в муках, а потом проводить с ним бессонные ночи, а потом заводить с ним собаку. Потом гулять с этой собакой.

И точно так же для того, чтобы родилась новая, свободная, богатая страна, у нее должны быть родители. Те, кто ее хочет. Кто ее ждет и кто готов идти на какие-то жертвы ради ее рождения. Понимая, что она того стоит. Вовсе не обязательно всем идти в тюрьму. Это скорее лотерея, и я вытянул такой билет. Но принести какую-то жертву, какое-то усилие должен сделать каждый.

Я обвиняюсь в том, что разжигаю ненависть к представителям власти и спецслужб, судьям и членам партии “Единая Россия”. Но нет, я не разжигаю ненависть. Я просто помню, что у человека две ноги: совесть и интеллект. И когда вам надоест поскальзываться с этой властью, расшибая себе лоб и будущее, когда вы наконец поймете, что отказ от совести в итоге приведет к исчезновению интеллекта, тогда, может быть, вы встанете на те две ноги, на которых должен стоять человек, и мы вместе сможем приблизить Прекрасную Россию Будущего”.

Акция “Путин – убийца”

Алексей Навальный – это личный заложник Владимира Путина

Соратники Алексея Навального объявили о проведении акции под названием “Путин – убийца”. Она пройдёт 20 августа, в третью годовщину отравления Навального.

“Страх, насилие, убийства – на этом путинская власть держится уже больше 20 лет. Первыми жертвами стали те, кто сопротивлялся ему в России, кто боролся за свободное будущее нашей страны. Теперь Путин развязал страшную и самую бессмысленную в XXI веке войну с соседней страной, на которой каждый день гибнут сотни и тысячи человек”, – говорится в соцсетях “Команды Навального”.

Соратники оппозиционера призвали тех, кто живёт в “безопасных странах”, выходить 20 августа на акции. “Команда Навального” просит записывать ролики с фразой Putin is a killer (“Путин – убийца”) и распространять листовки и агитационные материалы в соцсетях.

О новом сроке, который хотят добавить Навальному, и о том, как можно помочь Алексею и другим политзаключенным, Радио Свобода рассказала проект-менеджер кампании Free Navalny, сторонница оппозиционера Ольга Гусева:

Цель этой кампании – рассказать про всех людей, которых убивает Путин

– Двадцать лет – это ужасно огромный срок, который дают за совершенные убийства или еще какие-то серьезные преступления. Но всем понятно, что Алексей Навальный – это личный заложник Владимира Путина, и он будет находиться в тюрьме до тех пор, пока будет жив Путин. Мне кажется, что важно об этом говорить честно: единственный способ освободить Алексея Навального – это изменение власти в России. В заложниках у этой власти оказались не только Навальный и его сторонники, в России много политических заключенных, которые оказались в тюрьмах после начала войны в Украине. Мы считаем, что наша задача – больше говорить об этих людях, привлекать внимание к их судьбам. К примеру, когда к Алексею Навальному не допускали врачей, Международная ассоциация врачей потребовала, чтобы ему была оказана медицинская помощь, и медиков к нему пустили. С просьбой освободить Навального к Путину не раз обращались известные во всем мире деятели культуры и искусства. На данный момент политические давление на Путина – это единственный вариант, который мы можем использовать для спасения Алексея и других политзаключенных.

Расскажите об акции “Путин – убийца!”, которая пройдет 20 августа, в третью годовщину отравления Алексея Навального…

– Конечно, в основном мы ориентируемся на жителей других стран, потому что в России такие акции проводить довольно сложно и опасно. Тем не менее, если какие-то люди захотят выйти, мы никак не сможем им помешать. Цель этой кампании, этого митинга – рассказать про всех людей, которых убивает Путин. Это очень широкая тема. Путин убил не только Политковскую и Бориса Немцова, не только пытался отравить Навального, но убил еще и сотни тысяч других людей. Вспомните крушение “Боинга МН 17” в 2014 году – погибли 298 человек, в основном граждане Нидерландов. Прямо сейчас идет война в Украине, где сотни тысяч невиновных мирных жителей Украины гибнут по приказу Путина. Поэтому один из слоганов, который мы несем на этой акции: “Нет переговорам с убийцей” и что “Путина нужно отправить в Гаагу”. Мне кажется, это очень важно транслировать, потому что, несмотря на все, что происходит, несмотря на войну, есть большое количество политических деятелей, которые поддерживают Путина. Мы их всех знаем – это Марин Ле Пен (после начала полномасштабного вторжения России в Украину лидер французских правых популистов старается избегать прокремлевской риторики. – РС), Герхард Шрёдер, Карин Кнайсль (экс-министр иностранных дел Австрии, гостем на чьей свадьбе был Владимир Путин. – РС) и так далее, – рассказала Ольга Гусева.

Алексей Навальный Навальный был госпитализирован 20 августа 2020 года в больницу в Омске с симптомами тяжёлого отравления. Он проходил лечение в берлинском госпитале. Специалисты установили, что политик мог быть отравлен ядом российского производства. Сторонники Навального обвинили в покушении ФСБ и власти страны.

После возвращения из Германии Навального задержали и отправили в колонию, заменив условный срок на реальный по старому делу. Позднее против оппозиционера возбудили несколько новых уголовных дел. Сейчас он отбывает девятилетний срок в колонии во Владимирской области.

Svoboda