Кишинев: не Майдан, а городок у моря
На площади у здания правительства Молдавии в Кишиневе уже почти неделю продолжается акция протеста против коррупции с требованием отставки президента и правительства.
Как рассказали Украинской службе Би-би-си молдавские политологи, из-за трудной экономической ситуации и роста цен в стране сейчас очень сильны протестные настроения. Но главной претензией к властям называют так называемую “кражу века”: в 2014 году из трех банков страны вывели около миллиарда долларов.
Акция началась в минувшее воскресенье с народного схода, на который собрались десятки тысяч человек.
Протестующие установили в центре Кишинева около 300 палаток. Сотни людей дежурят в городке даже ночью.
Власти пока не собираются выполнять требования активистов.
Спрогнозировать развитие событий достаточно сложно. Многое будет зависеть от того, чем закончится митинг в это воскресенье: протестующие предполагают, что он будет еще более многочисленным, чем на прошлой неделе.
Городок достоинства
“Вот только не надо называть нас Майданом, хорошо? Мы городок, понимаешь? Оrașul!”, – взрывается эмоциями худой длинноволосый юноша с молдавским флагом, связанным вокруг шеи.
Он и двое его коллег пытаются как-то упорядочить городок, наклеивая скотчем на палатки бумажки с написанными от руки порядковыми номерами “малых архитектурных форм”.
Активисты называют свою территорию “Городком достоинства и правды”. Название “Достоинство и правда” носит и гражданская платформа, которая инициировала митинг в прошлое воскресенье.
Городок расположился вдоль главной улицы Кишинева – проспекта Штефана чел Маре, не перекрывая его, поэтому проезжающие автомобилисты не упускают случая поддержать протестующих сигналами. На многих палатках вывешены молдавские флаги, на некоторых – и Евросоюза, только поменьше размером.
“Мы – никакой не Майдан. У нас другой народ. Мы победим мирно”, – продолжает убеждать меня молодой человек.
Однако в структуре кишиневского городка и в настроениях его обитателей можно найти немало сходств с киевским Майданом эпохи “мирного протеста”.
“Улица Свободной прессы”
Центральный элемент городка – сцена, небольшая, в человеческий рост. На нее время от времени выходят члены платформы “Достоинство и правда”.
Ничего принципиально нового они не говорят: страну нужно вернуть народу, коррупционеров – выгнать из правительства, с бедностью – покончить. Но поскольку ничего существенного на площади не происходит, люди охотно им аплодируют.
Пока сцена пуста, из установленных вдоль нее динамиков звучит музыка – популярные песни на румынском языке, от шлягеров советских времен до весёлого молдавского хардкора от “Здоб ши Здуб”. За всю субботу на русском языке прозвучала, пожалуй, только одна композиция – “Перемен” Виктора Цоя.
Неподалеку от сцены – специализированные палатки: “мэрия” городка, палатка с ящиком для пожертвований, кухня и склады продовольствия, медпункт и пресс-центр.
В палатке с надписью “улица Свободной прессы” девушки-волонтеры переписывают данные журналистов и говорят, что пытаются посмотреть и прочитать все, что появляется в молдавских и зарубежных СМИ о протесте.
Здесь можно разжиться манифестом со списком требований, которые активисты выдвинули власти – правда, только на румынском. Девушки признают, что такое внимание мировой прессы к событиям в центре Кишинева застало их врасплох, и обещают, что скоро появятся тексты на английском и русском.
“Львовская” палатка
Большие палатки с надписями “Львовское пиво” знаменуют собой местный пищеблок
Большие палатки с надписями “Львовское пиво” знаменуют собой местный пищеблок – два складских помещения, кухню и импровизированную столовую.
Когда городок начал разрастаться и стало понятно, что людей надо чем-то кормить, со сцены попросили людей приносить еду и воду, рассказывает студентка-волонтер Татьяна.
И началось: виноград, яблоки и сливы привозили ящиками. Воду доставили с фабрики, где она производится, оставили телефон, сказали звонить, если потребуется еще.
Охранники склада с особой гордостью показывают угол, забитый домашними консервами.
“Это – лучшее доказательство того, что люди несут нам своё, что мы не покупаем продукты на деньги каких-то олигархов”, – говорят они.
“Душа болит”
Медпункт появился в городке буквально несколько дней назад. В этой палатке на волонтерских началах дежурят врачи столичных госпиталей и студенты-медики.
При входе – “столик регистрации”, где карандашом в разлинованные тетради вписывают данные о пациентах и их болезнях. Дальше – койка для осмотра и столик с разложенными на нем медикаментами.
“Большую часть лекарств принесли сами врачи – купили на собственные средства. На остальные – подаем заявку на конкретное лекарство и покупаем за счёт пожертвований”, – говорит волонтер Эрик.
С какими болезнями чаще всего обращаются за помощью?
“Люди нервничают, возможно, хуже питаются – у них обостряются язвы, гастриты, панкреатиты. Дежурят по ночам, пьют много кофе, чая – даже у молодых людей скачет давление, появляется аритмия. На улице прохладно – начинается простуда. А если обобщить, то у всех болезней, с которыми к нам приходят, причина одна – у людей болит душа за страну “, – говорит врач-реабилитолог Тихон Морару, дежурящий в палатке.
Спрашиваю его, готова ли здешняя медицина к приёму людей с травмами в случае возможного обострения ситуации.
Врач Морару пристально смотрит на меня и указывает рукой в угол палатки. Там стоят упакованные картонные ящики.
“Мы – страна, которая прошла через войну. Мы ко всему готовы”, – говорит он.
Фактор ветеранов
Не допустить обострения ситуации – это задача охраны палаточного городка.
Ее взяли на себя степенные, уже не юные люди в камуфляже. Многие из них ходят по периметру городка, звеня боевыми наградами на груди.
“Нас – условно говоря, ветеранов Афганистана и Приднестровья – на всю республику тысяч 16-20. Мы держимся вместе. На охрану городка мы выделили такое количество ресурсов, какое необходимо в данной ситуации”, – не спеша рассказывает седой мужчина, представившийся Григорием Ивановичем. Он говорит, что отвечает за охрану одного из секторов городка.
Структуру, в которой он служил в советские времена, назвать отказывается. Говорит, что он единственный среди здешних охранников участвовал в операции в Чехословакии в 1968 году.
Несмотря на почтенный возраст, Григорий Иванович в тельняшке под камуфляжем и значком “Спецназ” на груди на фоне карабинеров-срочников (молдавский аналог украинской Национальной гвардии – Би-би-си) выглядит очень солидно.
“Мы между собой договорились, поклялись даже, если власть пошлет людей с оружием на народ, мы будем в первых рядах. Загородим собой и не дадим никого даже ударить”, – очень серьезно говорит он.
“Но что вы против оружия сделаете?” – скептически спрашиваю я.
Мой собеседник долго молчит. Мимо нас проходит мужчина в тёмно-синей форме. Вместо правой руки у него протез.
“Видишь его? Это – бывший полицейский. Герой. Он даже одной рукой, даже сегодня десять положит. А если на меня кто-то из них, – Григорий Иванович пренебрежительно кивает головой в сторону силовиков, которые стоят на тротуаре возле городка, – оружие направит, он от него же на тот свет и отправится”.
“Они нас боятся. Потому что понимают: мы пойдем и в огонь, и в воду”, – добавляет он.
А еще в городе говорят, что у многих “приднестровцев”, как здесь называют ветеранов конфликта начала 1990-х годов, по погребам лежат настоящие арсеналы “на случай новой войны”. И проверять, правда ли это, власть не осмелится.
Через море
Ответы людей на вопрос, почему они вышли протестовать, похожи. Низкий уровень жизни, отсутствие перспектив на родине, желание перемен и, главное, – всеобъемлющая коррупция представителей политического класса.
“Ты смотрел мультфильм “Золотая антилопа”? Когда раджа сказал, что денег много не бывает, и антилопа его ими просто засыпала? Так и тут. Единственный выход – посадить их всех прямо посреди площади и высыпать на них КамАЗ с деньгами. Или два, или три, если надо будет – только бы это кончилось”, – смеется Слава.
О себе он говорит, что немного посмотрел мир. Больше всего в нынешней ситуации его беспокоит, что за неделю протеста власти не прислали в городок своего представителя – хотя бы просто пообщаться.
“У меня жизнь сложилась так, что я побывал в тюрьме. Не здесь – в России. Так там если один зэк объявляет голодовку, администрация на уши становится. А здесь стоят тысячи людей, и им плевать”, – возмущается он.
“А вообще, в воскресенье должно что-то произойти, мне кажется. Может, и штурм”, – вдруг говорит он.
“Какой штурм? Вас кто-то будет штурмовать или вы будете штурмовать?” – спрашиваю я.
“И так может быть, и эдак. Не можем же мы здесь стоять вечно”, – отвечает Слава.
С вопросом о том, может ли воскресная акция перерасти в беспорядки, иду к Григорию Ивановичу.
“Нет, что ты. Мы будем ждать. У нас, молдаван, есть очень хорошая поговорка, только я не знаю, как ее точнее перевести. Но будет именно так”, – говорит он и пишет в моем блокноте: “Răbdarea te trece marea”.
Я перевел эту фразу уже в отеле, по возвращении из городка.
“Терпение может перевезти через море” – молдавская поговорка о том, что добиться можно даже невероятного, главное – уметь ждать.
Практически так же в свое время говорили и на киевском Майдане. Пока слишком многим людям не показалось, что они ждут у моря погоды. Но это уже совсем другая история.
Святослав Хоменко, BBC