Beseda-header4

Beseda-header4

Российские военные в Сирии: новая реальность Израиля?

ISR11

На Ближнем Востоке есть много желающих отвоевать у Израиля Голанские высоты – не только Башар Асад

В руководстве Израиля все чаще заявляют о “прямом участии России в боевых действиях на территории Сирии”, что вынуждает Израиль пересмотреть свое поведение в регионе.

В Иерусалиме полагают, что резкое увеличение военной помощи России режиму Асада тесно связано с последними оперативными изменениями в зоне конфликта.

При этом в израильской армии готовятся к различным сценариям, включая возможность полного хаоса после падения режима Асада.

МИД России на прошлой неделе заявил, что Москва никогда не скрывала факта поставок военной техники Дамаску, однако говорить о российском участии в военных операциях в Сирии пока преждевременно.

Рука на пульсе

“Россия пытается любым способом сохранить действующую власть в Сирии и готова на масштабную военную интервенцию, – заявил в четверг на специальном брифинге для журналистов министр обороны Израиля Моше Яалон. – Есть опасность, что Асад может потерять контроль над провинцией Латакия, где находится российская военная база”.

По словам Яалона, гораздо большее беспокойство вызывают сообщения о переброске в Сирию нескольких сотен иранских военных, действующих в тесной координации с шиитской группировкой “Хезболла” в южном Ливане.

В Иерусалиме считают, что их целью будет отнюдь не борьба против боевиков ИГ, а прежде всего попытка дестабилизировать обстановку на границе с Израилем.

С 2011 года, когда в Сирии началась гражданская война, многочисленные отчеты израильской военной разведки (АМАН) указывали на то, что иранское руководство пытается использовать ситуацию для усиления группировки “Хезболла”.

Так, например, были зафиксированы попытки поставить в южный Ливан современные виды вооружений, которые, по мнению израильтян, могли коренным образом изменить баланс сил в регионе. Речь идет о зенитно-ракетных комплексах “Бук М1-2” (SA-17 Grizzly в западной классификации), противолодочные ракеты SS-N-26 Strobile, более известные в России как “Яхонт”, способные поражать цели в открытом море на расстоянии до 300 км, а также ракеты типа “Скад” с увеличенным радиусом действия до 700 километров, что покрывает всю территорию Израиля.

ISR12

Министра обороны Израиля куда больше тревожат сообщения о переброске в Сирию иранских военных, нежели российских

Удалось ли боевикам “Хезболлы” заполучить такое оружие – сегодня точно сказать никто не может. При этом за минувшие четыре года на территории Сирии были зафиксированы не менее 16 авианалетов на различные колонны грузовых машин, двигающихся в сторону границы с Ливаном. Почти все удары приписывают Израилю.

После каждого подобного случая официальный Иерусалим хранил молчание и ограничивался лишь дежурными фразами о “необходимости держать руку на пульсе”.

Что хорошо для Израиля?

В отличие от иранской активности, шаги Москвы на территории Сирии в Израиле вызывают гораздо меньшую озабоченность.

В недавнем интервью агентству Рейтер глава военно-политического отдела министерства обороны Израиля генерал-майор Амос Гилад заявил, что действия Израиля и России по сирийскому вопросу будут координироваться.

С такой оценкой согласен еще один отставной генерал, в прошлом шеф Моссада Дани Ятом. В интервью программе “Израиль за неделю” на телеканале RTVi Ятом отметил, что российская помощь Дамаску может в определенной степени сыграть на руку Израилю.

“Пока не ясно, чем завершится гражданская война в Сирии. Возможно, победит действующий режим, но также сохраняется вероятность, что победу одержат повстанцы. В таком случае радикальные исламские группировки направят всю свою энергию и оружие против Израиля”, – заявил Ятом.

ISR13

“Москва и Иерусалим не являются врагами, и поэтому исключать тесное сотрудничество в сирийском вопросе я бы не стал”, – заявляет генерал Амос Гилад

Между тем, Ятом уверен, что, несмотря на присутствие российских военных в Сирии, Израиль сможет и далее действовать там, исходя из собственных интересов, особенно против попыток Ирана усилить свое влияние в районе израильской границы.

“Нам по определению угрожают обе стороны, как иранцы, так и исламисты ИГИЛ, поэтому с точки зрения Израиля борьба против них является стратегическим интересом и никоим образом не связана с тем или иным иностранным вмешательством в Сирии”, – подытожил генерал.

Новая реальность

Еще один фактор сирийского кризиса, который активно анализируют в Израиле, связан с противостоянием между Россией и США.

Здесь до сих пор хорошо помнят, как в сентябре 2013 года израильтяне в буквальном смысле готовились к очередной войне на Ближнем Востоке. Тогда поводом послужили как раз угрозы, исходящие в адрес Башара Асада из Белого Дома, в связи с использованием сирийскими военными химического оружия против повстанцев.

ISR14

Израильтяне опасаются, что иранские военные в Сирии будут не столько бороться против радикальных исламистов, сколько дестабилизировать обстановку на границе с Израилем

Большинство израильских военных комментаторов, вспоминая сегодня события тех дней, отмечают, что разрешить кризис удалось во многом благодаря вмешательству Кремля и лично президента России Владимира Путина.

“Москва уже однажды спасла Асада от неминуемой гибели, сейчас она делает это снова и кажется, что шансы на успех довольно велики”, – отмечает в своей колонке в газете “Гаарец” известный израильский журналист Амос Харель.

Харель, подобно другим израильским аналитикам, отмечает, что усиление влияния России в Сирии напрямую связано с ослаблением американской политики в регионе в период каденции президента Обамы. Особой радости это не принесет, особенно учитывая, что главным союзником Израиля по-прежнему остаются Соединенные Штаты.

Пока же в израильской армии готовятся к самым разным сценариям, включая возможность полного хаоса после падения режима Асада. В этой связи некоторые местные СМИ публикуют графические иллюстрации того, как сегодня выглядит современная Сирия. На картах можно отчетливо видеть, что нынешний режим контролирует менее четверти всей территории.

Показательно и то, что с недавних пор термин “государство Сирия” практически перестал употребляться израильскими военными. Отныне, говоря о происходящем на территории северного соседа, в Израиле напоминают о конкретной группировке или государстве, которые контролируют ту или иную территорию.

Евгений Сова bbcrussian, Израиль

http://www.bbc.com/russian/international/2015/09/150913_israel_syria_russian_troops