Beseda-header4

Beseda-header4

Третья победа Ципраса

Греция вновь продемонстрировала чудеса политической эквилибристики

GREK1

Алексис Ципрас, Фото: Michalis Karagiannis / Reuters

Кредит народного доверия Алексису Ципрасу по-прежнему велик, что позволяет ему сохранить за собой кресло премьер-министра Греции. Таковы главные итоги прошедших 20 сентября внеочередных парламентских выборов, на которых партия Ципраса СИРИЗА одержала победу. Между тем накануне голосования соцопросы показывали, что успех СИРИЗА вовсе не гарантирован. «Лента.ру» постаралась разобраться, как Ципрасу и его соратникам удалось остаться у власти, несмотря на унизительное поражение в торгах с европейскими кредиторами.

Выборы на фоне кризиса

Досрочные выборы в греческий парламент были назначены после того, как месяц назад в отставку со своего поста ушел премьер-министр Алексис Ципрас. Это случилось в связи с расколом в его партии — Коалиции радикальных левых (СИРИЗА). Причиной послужило недовольство большинства парламентариев от этой партии характером заключенного Ципрасом соглашения с кредиторами. Согласно этой договоренности за три года Афины должны получить 86 миллиардов евро, но при этом провести ряд крайне непопулярных среди населения реформ. Очередной транш европейской финансовой помощи во второй половине лета начал поступать в Грецию, однако пока это не сильно сказывается на общей негативной ситуации в стране. Таким образом, долговой кризис в Греции приобрел еще и политический характер.

Ситуация в стране удручающая. Уже более пяти лет квартал за кварталом стабильно падает показатель валового внутреннего продукта (ВВП). Громадной гирей над греческим обществом висит внешний долг страны —320 миллиардов евро. За шесть последних лет дефицит общественного бюджета возрос со 113 процентов до почти 190 процентов ВВП.

Крайне тяжелой выглядит и социальная ситуация в стране. Без постоянной работы живут свыше четверти взрослых греков и более половины всей молодежи. По некоторым данным, за чертой бедности находится более трети населения. И в этой ситуации очередное соглашение с Брюсселем лишь усугубило ситуацию: правительство Ципраса обязалось сократить зарплаты и пенсии в общественном секторе, поднять с 13 до 23 процентов налог на добавленную стоимость, приступить к либерализации рынка труда для ряда профессий.

Греция осталась в еврозоне и получила дополнительную финансовую поддержку, но весьма дорогой ценой. И Алексис Ципрас на досрочных выборах в очередной раз обратился к грекам за поддержкой.

Ципрас обеспечил успех СИРИЗА

Результаты воскресного голосования можно расценить как уже третий за год (с учетом январских выборов в парламент и июльского референдума) успех Ципраса и его партии. СИРИЗА практически повторила свой январский результат, набрав 35,5 процента голосов избирателей. Благодаря греческому электоральному законодательству, предусматривающему «приз» партии-победительнице в 50 дополнительных мандатов, СИРИЗА получает 145 парламентских мест из 300 против 149 мандатов, завоеванных на прошлых выборах. С учетом того, что младший правительственный партнер СИРИЗА — правопопулистская партия «Независимые греки — Национальный патриотический альянс» — также преодолел проходной барьер с 3,7 процента голосов и получает десять депутатских мандатов, уже очевидно, что новое правительство Ципраса окажется точно таким, как и предыдущее.

GREK2

Передовица греческой газеты, сообщающая о победе партии Алексиса Ципраса, Фото: Michalis Karagiannis / Reuters

Социологам еще предстоит объяснить феномен этой убедительной победы СИРИЗА. Надо полагать, за Коалицию радикальных левых сыграл фактор большой личной популярности самого Ципраса, несомненно самого авторитетного политика в сегодняшней Греции. Большинство греков считают, что хотя Ципрас и потерпел поражение на переговорах с кредиторами (фактически — с немцами), но сделал все, что было в его силах, чтобы этого не случилось.

Сам Ципрас во время избирательной кампании не раз заявлял: «Мы проиграли битву, но мы должны быть едины». Предвыборная программа СИРИЗА предусматривала серию мер, направленных на расставание с режимом «строгой экономии». Это рекапитализация банковской системы, борьба с гуманитарным кризисом, господдержка системы здравоохранения и социального обеспечения, реализация экстренного плана по трудоустройству 300 тысяч безработных, а также эффективные меры по преодолению коррупции и бюрократии. Кроме того, СИРИЗА обещала согражданам постепенное сокращение кредитов и борьбу за улучшение условий соглашения с международными кредиторами.

Либералы проходят в парламент

Итоги выборов показывают, что «проевропейское» лобби в Греции так и не сумело отойти от поражения на июльском референдуме. Основная оппозиционная сила страны — правоцентристская партия «Новая демократия» (НД) во главе с новым лидером, экс-спикером парламента Вангелосом Меймаракисом — провела в сентябре очень энергичную предвыборную кампанию. Лидер НД пугал сограждан, утверждая, что «страна находится на пределе» и кабинет министров Ципраса приближает Грецию к катастрофе. Правоцентристы настаивали на создании правительства из разных политических сил (включая, кстати, и СИРИЗА), требовали новых переговоров с кредиторами, активизации программы приватизации, запуска плана реструктуризации производства и обеспечения инвестиций в образование и инновационную сферу. Кроме того, в своей кампании НД предлагала сократить налоги.

GREK3

Фото: Pacific Press / Zumapress / Global Look

Последние перед днем голосования опросы показывали, что рейтинг консерваторов идет вверх и даже сравнялся с показателем СИРИЗА. Однако в итоге лидеров НД ждало очередное разочарование: «Новая демократия» получила тот же результат, что и в январе, — ее поддержали 28,1 процента избирателей, тем самым обеспечив ей лишь 75 кресел в парламенте.

Некогда всесильное Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК) в связке с небольшой партией «Демократические левые» получило лишь 6,3 процента голосов и 17 мандатов. Социал-либеральная партия «Потоми» («Река») ухудшила свой результат по сравнению с январскими выборами — потеряв около двух процентов голосов, сумела на сей раз получить всего 11 мандатов. Впервые в греческий парламент смог пробиться Союз центристов, получив 3,4 процента голосов (девять депутатских удостоверений).

Разочарованные в Ципрасе остались дома

Было бы крайне странно, если бы в стране с такими социально-экономическими проблемами на досрочных законодательных выборах не было протестного голосования. Если СИРИЗА и НД, согласно принятой в центральноевропейских странах терминологии, могут де-факто рассматриваться в Греции как «народные партии», то результаты выборов показали наличие определенного потенциала у «фланговых», в том числе либеральных партий.

На референдуме 5 июля против уступок международным кредиторам проголосовали 61 процент избирателей, при этом в народных и рабочих кварталах греческих городов «нет» Брюсселю сказали не менее 70 процентов. Среди них было очень много молодых избирателей. И 20 сентября у той части населения, которая давно недолюбливает право- и левоцентристов, но за последние полгода разочаровались и в партии Ципраса, был широкий выбор, кому отдать свои голоса.

Однако говорить об успехах радикалов слева и справа не получается. Дело в том, что большинство их потенциальных сторонников, судя по всему, 20 сентября просто не пришли на избирательные участки. Ведь несмотря на обязательное по греческой Конституции голосование явка составила лишь 56,6 процента избирателей. И этот показатель лучше всего свидетельствует о том, как разочарованы сегодня в политике греческие граждане.

GREK4

Сторонники СИРИЗА с огромным красным знаменем отмечают победу, Фото: Nikolas Georgiou / Xinhua / Zumapress / Global Look

В частности, за «несгибаемую» Коммунистическую партию Греции (КПГ) — пожалуй, наиболее радикальную из всех европейских компартий, представленных в национальных парламентах, — почти как в январе отдали голоса 5,5 процента избирателей (15 мандатов). Общее третье место, но почти без прогресса по итогам выборов сохранила ультраправая «Народная ассоциация — Золотая заря» (6,7 процента голосов и 18 мест в парламенте).

А вот созданное дюжиной радикальных политиков во главе с бывшим лидером Левой платформы в СИРИЗА и экс-министром энергетики Панайотисом Лафазанисом объединение «Народное единство» (НЕ) потерпело фиаско. Новичок греческой политики в парламент прорваться не смог, получив всего 2,9 процента голосов избирателей. Здесь, очевидно, сработал эффект «полезного голосования»: многие потенциальные сторонники НЕ в конечном счете все же решили отдать голоса за СИРИЗА. Таким образом отныне в парламенте будут отсутствовать наиболее «неприятные» Ципрасу оппоненты, в прошлом относившиеся к левому флангу СИРИЗА.

Выборы показали, что по политическим пристрастиям Греция остается «левой страной»: более половины избирателей проголосовали 20 сентября за левые, левоцентристские и крайне левые партии.

Возникает вопрос: приведет ли в итоге этот подтвержденный греками выбор к реализации подлинно левой политики в социально-экономической сфере? На эту политику нужны немалые средства, которых сегодня у умелого политического эквилибриста Алексиса Ципраса просто нет. Политический кризис в Греции временно урегулирован. Однако острейшие социальные, экономические и финансовые проблемы страны никуда не исчезли, и новое правительство Ципраса вновь остается с ними один на один.

Руслан Костюк доктор исторических наук