Россия начала наносить авиаудары в Сирии
Российская авиация нанесла первые авиаудары в Сирии, сообщил официальный представитель минобороны генерал-майор Игорь Конашенков.
Ранее американские чиновники также сообщали о первых российских авиаударах. По их данным, удары были нанесены в районе города Хомс, находящегося под контролем правительственных войск, однако известно, что в этом регионе действуют как боевики запрещенной в России организации “Исламское государство”, так и военные формирования оппозиции.
Русская служба Би-би-си вела репортаж о событиях в Сирии и брала комментарии по поводу происходящего там в режиме реального времени.
В среду Совет Федерации дал согласие на использование российских вооруженных сил за рубежом. Предложение было направлено Владимиром Путиным после обращения с просьбой о военной помощи президента Сирии Башара Асада.
Владимир Путин вновь подчеркнул, что о наземной кампании речи не идет. По словам российского президента, воздушная операция “ограничена по времени на срок проведения сирийской армией наступательных операций”.
Ранее сообщалось, что в Багдаде уже начал работать центр по информационной координации в борьбе с ИГ с участием военных из России, Сирии, Ирака и Ирана.
По словам российских властей, основная цель операции – борьба с экстремистской группировкой “Исламское государство”. Виды используемых вооружений не разглашаются.
“Речь идет не о достижении каких-либо внешнеполитических целей, удовлетворении каких-либо амбиций, в чем нас регулярно обвиняют наши западные партнеры; а речь идет исключительно о национальных интересах Российской Федерации”, – заявил глава администрации российского президента Сергей Иванов.
Он объяснил это тем, что число примкнувших к ИГ россиян и граждан стран СНГ “растет не по дням, а по часам”. Поэтому, по словам Иванова, необходимо “действовать на опережение на дальних рубежах”, а не ждать, пока боевики вернутся в Россию.
В Москве также настаивают на том, что операция проводится в рамках международного права, так как она следует за обращением руководства страны, по территории которой будет наноситься удар.
Как сообщили Би-би-си в министерстве обороны США, российский чиновник в Багдаде этим утром проинформировал американское посольство о том, что российские ВВС в среду проведут операцию против боевиков ИГ. Российский представитель также попросил американскую авиацию избегать воздушного пространства Сирии в ходе этих миссий.
Америка и сирийская оппозиция недовольны решением Москвы
Госсекретарь США Джон Керри в разговоре со своим российским коллегой Сергеем Лавровым выразил недовольство решением Москвы начать воздушную операцию в Сирии. Действия России, по словам Керри, “противоречат заявленным намерениям о разрешении конфликта”.
Председатель Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил Халед Ходжа также осудил “российскую военную агрессию” в Сирии.
“Россия не воюет с ИГИЛ (группировкой “Исламское государство” – Би-би-си). Она использует военную силу для поддержки войны, которую ведет режим Асада против мирных граждан. Она рискует быть замешанной в военных преступлениях. Международное сообщество должно осудить Россию и принять незамедлительные меры по защите сирийских граждан путем запрета на воздушные бомбардировки”, – заявил Халед Ходжа.
Омар Шаар, глава фонда “Москва – Алеппо”, близкого сирийской оппозиции, полагает, что “участие России в военных действиях в Сирии – это яркий результат того, что Путин и Обама на своей встрече не смогли договориться”.
“Скорее всего, решение начать бомбежки было принято после встречи, хотя наверняка этот ход был обдуман давно и согласован с Башаром Асадом. Это ответ американцам, французам, англичанам, и австралийцам, которые уже начали бомбить позиции ИГИЛ в Сирии, – полагает Шаар. – Россия хочет доказать, что она – главный игрок на сирийской земле”.
“Эти авиаудары не дадут ощутимого результата, поскольку его невозможно достичь без наземной операции. И меня беспокоит, как бы режим не стал использовать эти авиаудары под предлогом борьбы с ИГИЛ против оппозиции”, – добавил он.
В свою очередь министр иностранных дел Сирии Валид аль-Муаллем уже заявил, что российское военное вмешательство происходит в рамках возглавляемой Москвой коалиции, одобренной правительством в Дамаске, в отличие от коалиции под руководством США, которую правительство Асада считает ненадежной и неэффективной.
По кому бьет российская авиация?
Государственное Сирийское арабское информационное агентство САНА со ссылкой на представителя армии сообщило, что российская авиация нанесла удары по “логовам” “Исламского государства” в Растане, Телль-Биса, Зафарани, Тулуль Аль-Хумре, Айдыне, Дейр-Фуле и Саламии.
Удары были точными и привели к большим потерям в рядах ИГ, отмечает правительственное агентство. Как сообщается, в авиаударах по Сирии задействованы российские фронтовые бомбардировщики СУ-24
Между тем активисты сирийской оппозиции из сети “Местные координационные комитеты” (МКК) обвинили российскую авиацию в нанесении авиаударов по пяти городам к северу от Хомса (Зафарани, Растан, Телль-Биса, Макармиа и Ганто), что привело к гибели 36 человек, включая пятерых детей.
По утверждению активистов, ни один из районов, по которым наносились удары, не контролируется “Исламским государством”.
Агентство Рейтер со ссылкой на французский дипломатический источник также сообщило, что российская авиация наносит удары по нерелигиозной сирийской оппозиции, а не по позициям “Исламского государства”.
“Если это Хомс, а кажется, что это так, тогда цель Москвы – не “Исламское государство”, а возможно, оппозиционные группы. Это подтверждает, что Москва в большей степени защищает режим Асада, чем борется с ИГ”, – заявил агентству Рейтер в Париже на условиях анонимности французский дипломат.
По словам дипломата, удары российской авиации никак не повлияли на операции международной коалиции против ИГ, поскольку они ведутся в основном на севере и востоке страны.
США в настоящее время пытаются оценить результаты российских воздушных ударов, сообщает Ассошиэйтед пресс.
“Все это – информационная атака”
Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала появление в СМИ сообщений о жертвах в результате российских воздушных ударов в Сирии “информационной атакой”.
“Еще не успела Россия развернуть операцию по противодействию ИГИЛ, которая, как было сказано неоднократно, делается по просьбе официального Дамаска, не успели прозвучать первые слова Лаврова на СБ ООН, пошли многочисленные вбросы в СМИ о том, что в ходе российской операции гибнут мирные жители и что она направлена на демократические силы страны”, – сказала она журналистам на брифинге в среду.
“Все это – информационная атака, война, о которой мы столько раз слышали”, – отметила Захарова.
Чего хочет Путин?
Бывший директор ЦРУ генерал Дэвид Петреус считает, что непосредственной целью Путина сейчас является создание коридора вдоль средиземноморского побережья Сирии, между авиабазой в Латакии и Тартусом, где у России есть пункт обслуживания российских ВМС.
Петреус считает, что Путин прежде всего хочет укрепить пошатнувшиеся позиции Башара Асада, терпевшего в последнее время поражения в боях с ИГ и отрядами сирийской оппозиции.
“Если бы Россия хотела воевать с “Исламским государством, она могла бы присоединиться к международной коалиции из более чем 60 стран, действия которой так эффективно координирует генерал Аллен, и которая бомбит ИГ. У них (россиян) есть возможности, которые были бы полезными в этом сражении, так что это явно не то, чего они добиваются”, – заявил Петреус.
“К сожалению, основная цель ввода войск – помочь режиму Башара Асада, сохранить его, – сказал в в интервью Русской службе Би-би-си представитель Сирийского Национального совета в Москве Махмуд аль-Хамза. – Иранцы, “Хезболла” и другие союзники Асада не сильно помогли ему, режим проигрывал. Россия поняла, что если она не поможет Асаду, то режим рухнет, и Россия потеряет собственные позиции в Сирии, окажется вне игры”.
“России нужно сохранить режим Асада, и в этом мы с российским режимом расходимся, поскольку основная задача сирийской революции – это политические изменения против режима. Асад сам виноват в появлении ИГИЛ, – уточнил он. – Я думаю, что под видом ИГИЛ Россия будет бомбить умеренную оппозицию, чтобы ослабить позиции тех, кто против Башара Асада, ведь главный противник режима – это не ИГИЛ, а именно оппозиция”.
Американский конгрессмен, член комитета по разведке Адам Шифф также считает, что Россия бросает Башару Асаду “спасательный круг”.
По мнению Шиффа, российское участие может оказаться более дестабилизирующим, чем попытки Турции расправиться с курдами.
“Российские воздушные операции могут быть даже более деструктивны, если их целью будут силы умеренных повстанцев, сражающихся с режимом Асада”, – сказал он.
“Продление существования этого режима, ставшее возможным благодаря российской интервенции, лишь затянет гражданскую войну, которая будет продолжаться до тех пор, пока у власти остается режим, использующий бочковые бомбы против собственного народа”, – заявил американский конгрессмен.
30 сентября 2015 г.
BBC