Beseda-header4

Beseda-header4

Умер Эльдар Рязанов

На 89-м году жизни скончался режиссер Эльдар Рязанов

RYAZ01В ночь на 30 ноября в одной из московских больниц на 89-м году жизни скончался кинорежиссер, народный артист СССР Эльдар Рязанов. Причиной смерти стала легочная и сердечная недостаточность. О дате прощания и похорон пока не известно.

Эльдар Александрович Рязанов был госпитализирован за последние несколько месяцев несколько раз. 21 ноября режиссера госпитализировали из-за одышки; его состояние врачи оценивали как тяжелое, а в воскресенье, 29 ноября, его подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. В ночь на понедельник Рязанов скончался от острой легочной и сердечной недостаточности. О дате и месте прощания и похорон пока не сообщалось.

В детстве мечтавший о морских плаваниях Рязанов, свой путь в кино начал тоже с путешествий.

08 Sep 2008; Russia, Moscow. Film director Eldar Ryazanov during official ceremony of transfer to gift 42 pictures to Moscow artist Alexander Shilov. The ceremony took placed in the Moscow state art gallery of artist A.M.Shilova. (Photo by Dmitry Lebedev/Kommersant)

Первой работой в этом направлении стала «Карнавальная ночь» — моментально разлетевшийся на цитаты шедевр, сделавших звезд из Людмилы Гурченко и Юрия Белова, подарившего песни, которые и по сей день звучат в Новый год.

Дальнейшая творческая судьба Рязанова известно всякому жителю России, который уже закончил среднюю школу.

«Почему у людей не должен сохраняться интерес к смешному? Мне он не кажется старомодным — все зависит от того, как это сделано. К тому же из любого водевиля можно сделать мюзикл», — спрашивал Рязанов в одном интервью, и вопрос этот был, в принципе, риторическим.

Но для самого режиссера он был, что называется, наболевшим. Почти каждый свой фильм Рязанову приходилось «пробивать», доказывая чиновникам и партийным руководителям, что иногда надо и просто смеяться.

Уже «Карнавальная ночь» еще до выхода удостоилась критического разгрома и едва не была остановлена. Лег на полку «Человек ниоткуда» — свое мнение об этой картине всесильный идеолог Михаил Суслов составил исключительно по афише, что не помешало ему обрушиться на фильм в речь на очередном съезде КПСС.

Игорь Ильинский в роли Кутузова едва не стал причиной запрета и «Гусарской баллады» — комик в роли фельдмаршала показался неуместными чиновникам от культуры.

Так все шло и дальше — Рязанов снимал, боролся за свои идеи, проталкивал их на экран. Фильмы его неизменно становились лидерами проката, а цитаты из них немедленно уходили в народ.

RYAZ8Выбрать лучший фильм Эльдара Рязанова практически невозможно — и не только вообще из его фильмографии, в которой более 30 картин за почти 60 лет в кино. Даже сравнивать вроде близкие по сюжету ленты уже сложно. Какая из новогодних картин лучше — «Карнавальная ночь» или «Ирония судьбы»? Где злее сатира — в «Берегись автомобиля» или «Гараже»? А любовь — что выбрать, «Служебный роман» или «Жестокий романс»?

Рязанов в лучших своих фильмах вывел в герои простого советского человека — не соцреалистического героя, а врача, инженера, страховщика.

RYAZ7Показал, что несмотря на побеждающий с лютой скоростью социализм, жителями Союза движут все те же чувства, что и сто лет до этого. Неудивительно в этом контексте, что одним из его лучших фильмов стала экранизация «Бесприданницы» Островского. «Жестокий романс» снят настолько вдохновенно, что при просмотре до сегодняшнего дня легко забыть про первоисточник.

Эльдар Александрович начинал с чисто голливудских жанров. В новогоднем телеэфире несколько лет назад регулярно конкурировали «Ирония судьбы» и «В джазе только девушки», хотя реальным конкурентом американской классики должна быть «Карнавальная ночь» с ее эксцентрической подвижностью, яркими красками и бойкими музыкальными номерами. Американский ремейк «Берегись автомобиля» так же легко представить — разве что непонятно, кем можно заменить великого Смоктуновского.

RYAZ2Рязанов, став классиком советского кино, на самом деле, говорил универсальным языком — не зря одним из его последних фильмов стал фантазийный байопик Ханса Кристиана Андерсена. Врачевание пороков и ран современников Рязанов, также как и датский сказочник, осуществлял через грустные сказки, оставляющие чуть печальное, но все же светлое чувство.

http://www.gazeta.ru/culture/2015/11/30/a_7925651.shtml#